Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2002 г. N А56-34681/01 По иску ИМНС РФ к МО о взыскании штрафа, в связи с несвоевременным сообщением налоговому органу сведений о факте регистрации актов гражданского состояния

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 апреля 2002 г. N А56-34681/01

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Комарова А.Н., судей Кирилловой И.И., Сапоткиной Т.И., при участии от администрации муниципального образования "Приозерский район Ленинградской области" Переверзиной Е.Б. (доверенность от 18.04.2002),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приозерскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.01.2002 по делу N А56-34681/01 (судья Масенкова И.В.),

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приозерскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Приозерский район Ленинградской области" (далее - администрация муниципального образования) о взыскании на основании пункта 1 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации 544 000 руб. штрафа за нарушение положений пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации - несоблюдение срока сообщения в налоговый орган о регистрации фактов рождения и смерти физических лиц.

Решением от 08.01.2002 в иске отказано в связи с пропуском налоговой инспекцией предусмотренного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд с иском о взыскании налоговой санкции.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение, указывая на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, администрация муниципального образования правомерно привлечена к налоговой ответственности, поскольку отдел записи актов гражданского состояния (далее - отдел ЗАГС), являющийся структурным подразделением администрации муниципального образования, осуществляет регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с Положением об отделе ЗАГС администрации муниципального образования "Приозерский район Ленинградской области".

В отзыве на кассационную жалобу администрация муниципального образования указала, что в соответствии с действующим законодательством в компетенцию ответчика входит обеспечение деятельности отдела ЗАГС, при этом полномочиями на регистрацию актов гражданского состояния администрация муниципального не наделена.

В судебном заседании представитель ответчика просил оставить решение без изменения, поскольку администрация муниципального образования не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Налоговая инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, но представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, отдел ЗАГС, являющийся структурным подразделением администрации муниципального образования "Приозерский район Ленинградской области", 07.12.2000, 16.01.2001, 12.02.2001, 15.03.2001 и 05.04.2001 представил в налоговую инспекцию с нарушением десятидневного срока сведения о регистрации фактов рождения и смерти физических лиц. В связи с этим решением налоговой инспекции от 10.07.2001 N 158 администрация муниципального образования в соответствии с пунктом 1 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации привлечена к налоговой ответственности за нарушение положений пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации - несоблюдение срока сообщения о регистрации факта рождения или смерти физических лиц - в виде взыскания штрафа в размере 544 000 руб. В соответствии с указанным решением администрации муниципального образования предложено уплатить штраф в срок до 21.07.2001. Штрафные санкции ответчиком добровольно не уплачены, что и послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с настоящим иском.

Отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что налоговым органом пропущен установленный законом срок для обращения в суд.

Согласно пункту 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит. Пропуск налоговым органом этого срока является основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании штрафа.

Срок, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит исчислению со дня обнаружения правонарушения, что подтверждается положениями пункта 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Исчисление срока со дня составления акта производится только в случае привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, поскольку составление налоговым органом акта (протокола) по результатам использования иных форм контроля Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Из материалов дела усматривается, что из указанных в решении N 158 реестров, содержащих сведения о регистрации актов гражданского состояния, первый реестр представлен в налоговую инспекцию 07.12.2000, а последний - 09.04.2001. Таким образом, о совершении первого из правонарушений налоговой инспекции стало известно 07.12.2000, а последнего - 09.04.2001.

Учитывая изложенное, даже в отношении нарушения срока представления сведений, зафиксированных в последнем реестре, срок обращения в суд с иском о взыскании налоговой санкции истек 09.10.2001. Между тем, иск о взыскании штрафа был подан налоговой инспекцией только в ноябре 2001 года, то есть более чем через шесть месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.

Таким образом, суд правомерно отказал в удовлетворении иска вследствие пропуска срока давности взыскания налоговой санкции.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.01.2002 по делу N А56-34681/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приозерскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

А.Н.Комаров
И.И.Кириллова

Т.И.Сапоткина

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2002 г. N А56-34681/01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника