Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2002 г. N А56-35148/01 По иску ИМНС РФ по работе с крупнейшими налогоплательщиками к юридическому лицу по иностранному законодательству о взыскании штрафа за нарушение срока представления сведений об открытии текущего счета

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 апреля 2002 г. N А56-35148/01

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Кузнецовой Н.Г., Ломакина С.А., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Санкт-Петербургу Балясниковой С.В. (доверенность от 04.03.2002 N 10-09/1627),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2002 по делу N А56-35148/01 (судья Рыбаков С.П.),

установил:

Инспекция межрайонного уровня по работе с крупнейшими налогоплательщиками Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, переименованная в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к юридическому лицу по законодательству Финляндии "CONPAP OY" (далее - "CONPAP OY") о взыскании 5 000 рублей штрафа на основании пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока представления сведений об открытии текущего счета.

Решением суда от 24.01.2002 в иске отказано в связи с пропуском Инспекцией МНС срока давности взыскания санкций.

В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 115 НК РФ.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика, надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела.

Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Как видно из материалов дела, в ходе проверки исполнения "CONPAP OY" пункта 2 статьи 23 НК РФ установлено, что ответчиком нарушены сроки представления информации об открытии текущего счета типа "К". "CONPAP OY" состоит на учете в Инспекции МНС в связи с осуществлением в Российской Федерации деятельности через постоянное представительство, находящееся в Санкт-Петербурге. По результатам проверки, оформленной актом от 27.09.2001, налоговым органом принято решение от 22.10.2001 N 02-31/651 о привлечении "CONPAP OY" к налоговой ответственности в виде взыскания 5 000 рублей штрафа.

Согласно части 2 статьи 23 НК РФ (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ) налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии (закрытии) счетов.

В пункте 1 статьи 118 НК РФ указано, что нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Материалами дела подтверждено, что ответчик нарушил сроки представления налоговому органу информации об открытии 10.05.20О1 счета, сообщив об этом в Инспекцию МНС лишь 05.06.2001.

Поэтому привлечение "CONPAP OY" к ответственности по установленному факту правонарушения на основании решения Инспекции МНС oт 22.10.2001 правомерно.

Из пункта 1 статьи 115 НК РФ следует, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкций).

Судом установлено и истцом не оспаривается, что налоговому органу стало известно об открытии ответчику счета 20.05.2001 из сообщения банка, а с исковым заявлением Инспекция МНС обратилась в арбитражный суд 04.12.2001, то есть по истечении срока давности взыскания санкций.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в иске, указав на пропуск истцом срока давности взыскания санкций.

Довод Инспекции МНС о том, что срок давности взыскания санкций следует исчислять с момента получения информации налогоплательщика об открытии ему счета, отклоняется судом кассационной инстанции ввиду его необоснованности. Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101) не предусмотрено составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля. Поэтому установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок давности взыскания санкций, как указано в пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", должен определяться исходя их характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления, в данном случае - с момента обнаружения правонарушения.

Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2002 по делу N А56-35148/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Н.А.Зубарева
Н.Г.Кузнецова

С.А.Ломакин

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2002 г. N А56-35148/01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника