Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 декабря 2001 г. N А56-31624/01 По иску ОАО к ИМНС РФ о признании недействительными требований и решения ИМНС о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств истца на основании ст.46 НК РФ в связи с тем, что срок исполнения указанных требований и решения ИМНС наступил в период процедуры внешнего управления

ГАРАНТ:

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 февраля 2002 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 апреля 2002 г. настоящее решение оставлено без изменения

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 17 декабря 2001 г. N А56-31624/01

 

Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: председательствующего судьи Л.П.Загараевой

судей: М.Л.Згурской, И.В.Масенковой

рассмотрел в судебном заседании дело но иску

ОАО "Фосфорит"

к ИМНС РФ МУ N 3 по Ленобласти

о признании недействительными решения и требования

при участии в заседании:

от истца: Е.С.Кустовой - дов. б/н от 07.12.01, А.Н.Швецовой - дов. б/н от 07.12.01

от ответчика: Н.В.Харламовой - дов. N 4 от 01.10.01, К.Г.Григоряна - дов. N 70 от 12.10.01

установил: ОАО "Фосфорит" обратилось в арбитражный суд с иском к ИМНС РФ МУ N 3 по Ленобласти о признании недействительным требования N 354 от 19.10.01 и решения N 223 от 26.10.01 как несоответствующих действующему законодательству и нарушающих права и интересы, охраняемые законом.

В судебном заседании в порядке ст. 37 АПК РФ истец изменил исковые требования и просит признать недействительным решение и требование частично и обязать налоговый орган возвратить из бюджета необоснованно списанные денежные средства в сумме 7.175.331,25 руб. по инкассовому поручению N 1510 от 31.10.01г.

Ответчик иск не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд

установил:

19.10.2001 г. ответчиком было направлено истцу требование N 354 об уплате налогов и пеней.

Поскольку в установленный срок требование не было выполнено, ответчиком принято решение N 223 от 26.10.01 о взыскании налогов и пени за счет денежных средств налогоплательщика.

Правовое регулирование правоотношений, возникающих при несостоятельности (банкротстве) субъектов гражданских правоотношений, осуществляется специальными правовыми нормами в числе которых основным нормативным документом является ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", который определяет специфику деятельности предприятия, неспособных удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и в отношении которых начата процедура банкротства.

В силу статьи 57 указанного закона с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом имущественные требования должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка предъявления требований должников, установленных данным законом.

18.05.2000 г. арбитражный суд СПб и ЛО рассмотрел заявление о признании истца банкротом и вынес определение о введении процедуры наблюдения. 30.01.01 определением арбитражного суда СПб и ЛО в отношении истца введена процедура внешнего управления.

15.05.01 постановлением апелляционной инстанции определение от 30.01.01 было отменено, полномочия временного управляющего восстановлены. Принимая во внимание, что в силу п. 3 ст. 159 АПК РФ постановление апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия, начиная с 15.05.01 г. истец находился в стадии наблюдения.

23.07.01 Федеральным арбитражным судом СЗО постановление апелляционной инстанции от 15.05.01 было отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию. В соответствии с п. 4 ст. 177 АПК РФ постановление кассационной инстанции вступает в силу с момента его принятия. Из данного положения не следует, что постановление кассационной инстанции имеет обратную силу. Следовательно, 23.07.01 г. в отношении истца вновь была введена процедура внешнего управления.

Таким образом, в период с 15.05.01 по 23.07.01 истец находится в стадии наблюдения, с 23.07.01 по настоящее время - в стадии внешнего управления.

В соответствии со ст. 69 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента введения внешнего управления (то есть с 23.07.01) введен мораторий (отсрочка исполнения должником обязательств) на удовлетворение требований кредиторов.

Согласно п. 1 ст. 70 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательственные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

В обжалуемом требовании ответчиком умышленно искажены сроки уплаты налогов. Срок исполнения обязательств по уплате истцом налогов, указанных в решении и в требовании наступил до введения процедуры внешнего управления (до 23.07.01) и, следовательно, на удовлетворение данных требований распространяется мораторий. Таким образом, погашение задолженностей (недоимки) по уплате истцом перечисленных в решении и требовании налогов и платежей, а также пеней возможно лишь после прекращения моратория.

Следует также отметить, что на момент принятия решения о взыскании налогов и сборов (26.10.01 г.) у истца не было задолженности по следующим платежам:

- По платежам за загрязнение окружающей среды в сумме 1334619,95 руб. и пени в сумме 32124,30 руб.

- По платежам за добычу подземных вод в сумме 8279 руб. и пени 199,28 руб.

- По платежам за добычу общераспространенных подземных ископаемых в сумме 919 руб. и пени в сумме 22,12 руб.

В счет указанных сумм ответчик зачел имеющуюся у истца переплату по НДС по экспорту (решение N 1 о зачете переплаты от 22.10.01 г.).

В соответствии с п. 2 ст. 32 НК РФ налоговые органы несут обязанности, предусмотренные как налоговым кодексом, так и иными федеральными законами и, следовательно, налоговые органы должны соблюдать требования ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Осуществление же налоговым органом во время моратория погашения задолженности является нарушением действующего законодательства.

Имеющимися в материалах дела платежными поручениями подтверждается, что налогоплательщиком были уплачены целевой сбор на милицию в сумме 29.000 руб. в том числе 14.530 руб. за август (платежное поручение N 2056 от 15.08.01), налог на ПАД в сумме 447.654 руб. (платежное поручение N 2128 от 17.08.01), налог на имущество в сумме 2873943 руб. (платежное поручение N 2129 от 17.08.01 г.), единый социальный налог в сумме 250.000 руб. (платежное поручение N 2468 от 19.09.01), единый социальный налог, начисляемый федеральным ФОМС в сумме 10.000 руб. (платежное поручение N 2467 от 19.09.01). единый социальный налог зачисляемый в территории ФОМС в сумме 40.000 руб. (платежным поручением N 2467 от 19.09.01 г.).

Остальные суммы задолженности образовались до введения внешнего управления. поэтому взысканы быть не могут.

На основании инкассовых поручений N 1510 от 31.10.01, N 1503 от 31.10.01, N 1536 от 31.10.01, N 1537 от 31.10.01, N 1538 от 31.10.01 со счетов налогоплательщика были неправомерно списаны денежные средства в общей сумме 7.157.331,25 руб., которые подлежат возврату налогоплательщику в соответствии со ст. 78 НК РФ.

Суд полагает, что денежные средства должны быть возвращены налогоплательщику, поскольку они списаны в нарушение закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)", указанными денежными средствами налоговый орган участвует в банкротном процессе в качестве кредитора.

Списание денежных средств в период действия моратория нарушает очередность погашения требований кредиторов, поэтому зачет в данном случае невозможен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 93, 124-127, 132 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд -

решил:

Признать недействительным требование N 354 от 19.10.01 г. ИМНС РФ МУ N3 по Ленобласти в части взыскании недоимки по целевому сбору на милицию в сумме 16.687 руб. 12 коп., пени 401,71 руб., недоимки по сбору на уборку территории в сумме 666.000 руб., пени - 50.882,4 руб., по налогу на ПАД в сумме 4.476.541 руб., пени - 235.555,50 руб., по налогу на имущество - 2.873.943 руб., пени - 151.226,88 руб., по платежам за добычу подземных вод - 8.279 руб., пени - 199,28 руб., по налогу на загрязнение окружающей среды - 1.334.619,95 руб., пени - 32.124,3 руб., по земельному налогу на другие земли 654,17 руб., по земельному налогу за земли в черте города 3,53 руб., по платежам за добычу общераспространенных полезных ископаемых - 919 руб., пени - 22, 12 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в ПФ РФ в сумме 3.994.183,34 руб., пени - 84.216,36 руб., по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный ФОМС РФ - 41.521,89 руб., пени - 917,66 руб., по единому социальному налогу, начисляемому в территориальный ФОМС РФ - 802.907,63 руб., пени - 18.133,28 руб.

Признать недействительным решение ИМНС РФ МУ N 3 по Ленобласти N 223 от 26.10.01 в части взыскания недоимки в сумме - 14.215.603,93 руб., пени - 574.337,28 руб.

Обязать ИМНС РФ МУ N 3 по Ленобласти возвратить ОАО "Фосфорит" излишне списание денежные средства по инкассовому поручению N 1510 от 31.10.01 в сумме 3.557,64 руб., N 1503 от 31.10.01 в сумме 17.150,22 руб., N 1536 от 31.10.01 в сумме 5.462.231,46 руб., N 1537 от 31.10.01 в сумме 80.093,77 руб., N 1538 от 31.10.01 в сумме 1.594.298,16 руб.

Выдать истцу справку на возврат госпошлины из федерального бюджета в сумме 2.000 руб.

 

Председательствующий
Судьи

Л.П.Загараева
М.Л.Згурская

И.В.Масенкова

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 декабря 2001 г. N А56-31624/01


Текст решения официально опубликован не был


Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 февраля 2002 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 апреля 2002 г. настоящее решение оставлено без изменения