Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2002 г. N А05-12700/01-685/10 По иску ООО к ИМНС РФ о признании недействительным решения ИМНС о начислении НДС при осуществлении операций с драгоценными металлами и штрафа за неуплату данного НДС в связи с неправомерным применением налоговых льгот, а также о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения ИМНС в связи с неуплатой истцом НДС и пеней в добровольном порядке

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 апреля 2002 г. N А05-12700/01-685/10

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Кузнецовой Н.Г., Ломакина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интер" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.01.2002 по делу N А05-12700/01-685/10 (судьи Пигурнова Н.И., Хромцов В.Н., Чалбышева И.В.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Интер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - ИМНС) от 20.06.2001 N 33/2152 о применении налоговой ответственности в части льготы по налогу на добавленную стоимость и о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения ИМНС от 26.07.2001 N 2001001519 на сумму 4 073 руб.89 коп.

Решением суда от 24.01.2002 в иске отказано.

Обжалуя решение в кассационном порядке, Общество просит отменить решение от 24.01.2002 и удовлетворить иск, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела. От Общества поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей истца.

Законность решения проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, в ходе проверки соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 01.01.98 по 31.12.2000 установлено, что истец, осуществлял сбор, хранение отходов и лома драгоценных металлов с последующей реализацией их для дальнейшей переработки и аффинирования специализированному перерабатывающему предприятию, не имея лицензии на право осуществления операций с драгоценными металлами и в 3 - 4-м кварталах 2000 года при исчислении налога на добавленную стоимость неправомерно применил льготу по данному налогу. По результатам проверки, оформленной актом от 05.06.2001, налоговым органом принято решение от 20.06.2001 N 33/2152 о привлечении Общества к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Согласно данному решению обществу начислено к уплате 3 757,1 руб. налога на добавленную стоимость и 838,1 руб. пеней. В связи с неуплатой истцом доначисленных сумм налога и пеней в добровольном порядке ИМНС принято решение от 04.07.2001 о списании со счета истца 4 073 руб. 89 коп. в бесспорном порядке и выставлено в банк инкассовое поручение от 26.07.2001 N 2001001519 на списание этой суммы с Общества.

Согласно подпункту "с" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации для дальнейшей переработки и аффинирования руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов. Освобождение от налога оборотов по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в пункте 1 данной статьи, производится при наличии у предприятий лицензий на осуществление деятельности, подпадающей под лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 5 Закона в редакции, действовавшей в спорном периоде).

Согласно статье 17 Федерального закона Российской Федерации от 16.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (действовавшего в спорный период) для осуществления организациями оптовой торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями, заготовки и переработки вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни, необходимо наличие лицензии.

В силу положений статьи 5 данного Закона определение порядка осуществления лицензирования, утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности, отнесение полномочий на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности к компетенции федеральных органов государственной власти возложено на Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 N 326 утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование. Данным постановлением (пункт 3) федеральным органам исполнительной власти предписано представить во 2-м квартале 2000 года в Правительство Российской Федерации проекты положений о лицензировании соответствующих видов деятельности с учетом пункта 3 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Такое положение утверждено Правительством Российской Федерации Постановлением от 21.05.2001 N 396 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке и переработке вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни" (далее - Положение), в котором определен не только лицензирующий орган, но и порядок лицензирования данной деятельности.

Как следует из письма Минфина Российской Федерации от 27.08.2001 N 23-03-04/732 (л.д. 30), Обществу также разъяснено, что лицензирование заготовки и переработки вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни, регламентируется названным постановлением Правительства Российской Федерации.

Таким образом, поскольку в спорный период необходимое Положение о лицензировании отсутствовало и как видно из материалов дела, Общество осуществляло деятельность на основании регистрационного удостоверения от 15.02.2000, выданного Северной государственной инспекцией пробирного надзора Минфина Российской Федерации, оспариваемое решение налогового органа в части доначисления налога на добавленную стоимость, пеней и применения к Обществу налоговой ответственности по эпизоду использования льготы следует признать необоснованным, а исковые требования - подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.01.2002 по делу N А05-12700/01-685/10 отменить.

Исковые требования удовлетворить.

Решение Инспекции Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску от 20.06.2001 N 33/2152 о применении налоговой ответственности, в связи с использованием льготы по налогу на добавленную стоимость, признать недействительным, а инкассовое поручение ИМНС от 26.07.2001 N 2001001519 на сумму 4 073 руб.89 коп. - не подлежащим исполнению.

 

Председательствующий
Судьи

Н.А.Зубарева
Н.Г.Кузнецова

С.А.Ломакин

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2002 г. N А05-12700/01-685/10


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве