Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2002 г. N А42-5032/00-5-450/01 По иску ИМНС о взыскании с ГУП штрафных санкций за неудержание и неперечисление подоходного налога

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 мая 2002 г. N А42-5032/00-5-450/01

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Ломакина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Мурманской области на решение от 31.10.2001 (судья Бубен В.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 27.11.2001 (судьи Сачкова Н.В., Спичак Т.Н., Янковая Г.П.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-5032/00-5-450/01,

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по закрытому административно-территориальному образованию город Североморск (в настоящее время Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Мурманской области, далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к государственному унитарному предприятию "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" Министерства обороны Российской Федерации (далее - предприятие) о взыскании 3 447 816,4 руб. штрафных санкций.

В дальнейшем истец заявил частичный отказ от иска в сумме 83 708,88 руб. в связи с внесением ее ответчиком. Отказ принят судом.

Решением суда от 31.10.2001 в иске о взыскании 264 107,52 руб. оставшейся суммы штрафа отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 27.11.2001 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, филиал предприятия - "937 Управление начальника работ" (далее - "937 УНР") - является налогоплательщиком, а потому он может быть привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения филиалом государственного унитарного предприятия "Военно-морское строительное управление "Севвоенморстрой" Министерства обороны Российской Федерации - "937 УНР" законодательства о налогах и сборах за период с 01.01 97 по 30.09.99, о чем составлены акты от 28.04.2000 N 02-Г-11/148 дсп и от 25.05.2002 N 10/157 дсп.

На основании указанных актов проверки налоговым органом приняты решения: от 23.06.2000 N 542-юр о привлечении филиала предприятия - "937 УНР" к ответственности на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за совершение налогового правонарушения в виде наложения штрафа в сумме 15 000 руб. и от 22.06.2000 N 535-юр о привлечении "937 УНР" к ответственности за совершение правонарушений в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" и статьей 123 НК РФ. Филиалу предприятия - "937 УНР" предъявлены требования от 26.06.2000 N 340-02-49/5509 и от 23.06.2000 N 327-02-49/5396 с предложением в указанные сроки добровольно уплатить налоги, штрафы и пени.

Налоговая инспекция 21.07.2000 обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с предприятия налоговых санкций.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в иске, исходили из того, что названными решениями налогового органа к ответственности привлечено "937 УНР", не обладающее статусом юридического лица, предприятие же к налоговой ответственности не привлекалось. Таким образом, по мнению суда, налоговой инспекцией не соблюдена процедура привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренная статьей 10 НК РФ и главой 15 данного Кодекса.

Кассационная инстанция считает, что налоговый орган неправомерно привлек филиал предприятия - "937 УНР" к ответственности, а также обязал перечислить подоходный налог и пени.

Статьей 9 НК РФ определены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, каковыми, в частности, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговыми агентами.

В статье 107 НК РФ указано, что ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 данного Кодекса.

По определению понятия "организация" для целей Кодекса, содержащемуся в пункте 2 статьи 11 НК РФ, организацией является юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.99 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее структурное подразделение (филиал).

Также в силу статьи 9 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" к предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации ответственности за совершенное налоговое правонарушение привлекается только юридическое лицо. Филиал (обособленное подразделение) юридического лица не может быть привлечен к налоговой ответственности.

Судебные инстанции сделали правильный вывод о нарушении налоговой инспекцией процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, так как решениями от 22.06.2000 и от 23.06.2000 привлечено к ответственности "937 УНР", которое в соответствии с уставом предприятия является его филиалом.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает принятые судебные акты соответствующими нормам процессуального и материального права и оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение от 31.10.2001 и постановление апелляционной инстанции от 27.11.2001 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-5032/00-5-450/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Мурманской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

А.В.Шевченко
В.В.Дмитриев

С.А.Ломакин

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2002 г. N А42-5032/00-5-450/01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника