Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 мая 2002 г. N А56-32561/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Ломакина С.А., при участии от открытого акционерного общества "Рудас" Жмайдюк Л.Е. (доверенность от 06.05.2002 N 9), от Инспекции по Адмиралтейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Смирновой Е.В. (доверенность от 12.11.2001 N 04/27057),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Адмиралтейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение от 20.12.2001 (судьи Слобожанина В.Б., Герасимова М.М., Лопато И.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 26.02.2002 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Кадулин А.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32561/01,
установил:
Открытое акционерное общество "Рудас" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции по Адмиралтейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным пункта 4 решения от 23.10.2001 N 15/24922 о доначислении 1 203 615,27 руб. налога на добавленную стоимость, а также об обязании налоговой инспекции зачесть 1 203 615,27 руб. налога на добавленную стоимость по декларациям по экспортным операциям за 4 квартал 1999 года и 1 квартал 2000 года соответственно 503 253 руб. и 700 362, 27 руб., в счет уплаты текущих платежей по налогу на добавленную стоимость.
Решением суда от 20.12.2001 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2002 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда и отказать в удовлетворении иска, считая, что судом неправильно применены нормы материального права. По мнению подателя жалобы, налог на добавленную стоимость не может быть возмещен налогоплательщику до уплаты в бюджет этого налога поставщиками продукции (работ, услуг). Доказательствами же уплаты налога на добавленную стоимость поставщиками налоговая инспекция не располагает.
Проверив законность решения и постановления суда, кассационная инстанция установила следующее.
Как видно из материалов дела, в сентябре 2001 года налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку правомерности применения ОАО "Рудас" льготы по налогу на добавленную стоимость по экспортным операциям и обоснованности возмещения из федерального бюджета Обществу как экспортеру продукции налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, за 4 квартал 1999 года и 1 квартал 2000 года. По результатам проверки составлен акт от 27.09.2001.
Из акта следует, что Общество необоснованно предъявило к возмещению из бюджета по декларации за 4 квартал 1999 года 503 253 руб. налога на добавленную стоимость, а по декларации за 1 квартал 2000 года - 700 362, 27 руб., поскольку встречными проверками поставщиков, у которых Общество закупало продукцию, впоследствии реализованную на экспорт, не подтверждено перечисление в бюджет поставщиками полученных от истца при расчетах за продукцию суммы налога.
По результатам проверки вынесено решение от 23.10.2001 N 15/24922, в том числе о доначислении 1 203 615,27 руб. налога на добавленную стоимость (пункт 4 решения).
Считая такие действия налогового органа не основанными на нормах налогового законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным пункта 4 решения налоговой инспекции от 23.10.2001 и также об обязании ее зачесть 1 203 615,27 руб. налога на добавленную стоимость по декларациям по экспортным операциям за 4 квартал 1999 года и 1 квартал 2000 года соответственно 503 253 руб. и 700 362,27 руб., в счет уплаты текущих платежей по налогу на добавленную стоимость.
Суд удовлетворил исковые требования, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.
Порядок уплаты в бюджет и возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость в проверенном периоде регулировался пунктами 2 и 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Следовательно, заполняя декларацию по налогу на добавленную стоимость, налогоплательщик должен исходить из первичных документов, подтверждающих факт и размер полученного налога на добавленную стоимость, а также факт и размер уплаченного поставщикам налога (в том числе договоров, отгрузочных, учетных и расчетных документов).
Из пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" следует, что в случае превышения сумм налога на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, которые освобождены от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
В пункте 21 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" дополнительно указано на то, что возврат налога не производится по расчетам, представленным налогоплательщиком по истечении трехгодичного срока.
Указанными нормами Закона предусмотрена обязанность налогоплательщика представить доказательства уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам при расчетах за приобретенные товары (работы, услуги). Обязанность же покупателя товаров (работ, услуг) представлять доказательства перечисления поставщиками полученного от покупателя-налогоплательщика налога на добавленную стоимость в бюджет как условие предъявления покупателем-налогоплательщиком к возмещению из бюджета "НДС, уплаченного поставщикам" Законом не установлена.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации нормы законов о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал свои обязанности, в том числе относительно порядка исчисления и уплаты налогов.
В Законе Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не содержатся нормы о том, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), сначала должны быть перечислены ими в бюджет, затем покупатель должен истребовать и получить от поставщика подтверждение такого перечисления, и только после этого он вправе отразить уплаченные поставщикам по этим материальным ресурсам суммы налога в декларации по налогу на добавленную стоимость.
Контроль за исполнением поставщиками товаров, материальных ресурсов, работ, услуг обязанности по уплате в бюджет полученного от покупателей налога на добавленную стоимость возложен на налоговые органы. Нарушение поставщиками этой обязанности является основанием для применения к ним налоговыми органами мер, предусмотренных налоговым законодательством, но не может служить основанием для отказа в возмещении из бюджета этого налога добросовестному налогоплательщику при представлении доказательств его уплаты поставщику.
Федеральными законами "О федеральном бюджете на 1999 год" и "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции, производится в полном объеме за счет средств федерального бюджета. Указания на ограничение размера возмещаемых сумм налога на добавленную стоимость поступлениями этого налога в бюджет от поставщиков отсутствуют.
Установленный приказами и письмами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета должен исполняться налоговыми органами таким образом, чтобы не нарушались права и интересы налогоплательщиков, гарантированные Законом, поскольку, во-первых, указанные документы согласно пункту 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации не относятся к актам законодательства о налогах и сборах; во-вторых, в силу той же нормы они обязательны к исполнению только налоговыми органами, в-третьих, статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" Министерству Российской Федерации по налогам и сборам не предоставлено право устанавливать порядок возмещения налога на добавленную стоимость в том числе уплаченного поставщикам экспортированных товаров.
Учитывая изложенное, жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 20.12.2001 и постановление апелляционной инстанции от 26.02.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32561/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по Адмиралтейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г.Кузнецова |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 мая 2002 г. N А56-32561/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника