Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 мая 2002 г. N А56-З6741/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Инспекции по Василеостровскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Кульбачко К.Е. (доверенность от 28.08.2001 N 01/22084),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Коралл" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2002 по делу N А56-36741/01 (судьи Шульга Л.А., Савицкая И.Г., Тарасюк И.М.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Коралл" (далее - ЗАО "Коралл", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции по Василеостровскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 18.07.2001 N 03/18406 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании ответчика возвратить ЗАО "Коралл" 4 032 183 руб. налога на добавленную стоимость за IV квартал 2000 года, уплаченного поставщикам товаров, приобретенных для последующей перепродажи на территории Российской Федерации.
Решением от 21.01.2002 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.03.2002 решение суда отменено в части обязания Инспекции возвратить обществу 4 032 183 руб. налога на добавленную стоимость за IV квартал 2000 года и в иске в этой части отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения. Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции сослался на то, что право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщиками товаров, приобретенных для последующей перепродажи на территории Российской Федерации, возникает после уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, исчисленного по реализации указанных товаров.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. Суд апелляционной инстанции, по мнению ЗАО "Коралл", неправильно применил пункт 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон об НДС) и пункт 19 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39).
Представители общества, в установленном порядке извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции отклонил доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Коралл" на основании заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Сфинкс" (далее - ООО "Сфинкс") договора от 14.12.2000 N 2-К/00 и приложений к нему приобрело продовольственные товары для последующей перепродажи. Получение товаров подтверждается имеющимися в деле накладными (листы дела 18-20) и счетами-фактурами (листы 15-17). Оплата обществом приобретенного товара с учетом налога на добавленную стоимость подтверждается платежными поручениями (листы 21-25).
Впоследствии на основании заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Стандарт" договора от 21.12.2000 N 5 ЗАО "Коралл" реализовало приобретенные у ООО "Сфинкс" товары, предоставив покупателю отсрочку их уплаты.
Общество 18.04.2001 обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате из бюджета 4 032 183 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров, приобретенных для последующей перепродажи на территории Российской Федерации. Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом законодательства по налогу на добавленную стоимость за период с 03.07.2000 по 31.12.2000, в результате которой установлено, что ООО "Сфинкс" не уплатило в бюджет налог на добавленную стоимость, полученный от ЗАО "Коралл" в составе цены за приобретенные продовольственные товары, и, таким образом, в бюджете отсутствует источник для возмещения истцу налога.
По итогам проведенной проверки Инспекцией составлен акт от 26.06.2001 N 02/86-2001 и принято решение от 18.07.2001 N 03/18406. Обществу предложено перечислить в срок, установленный в требовании, 4 032 183 руб. налога на добавленную стоимость.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 7 Закона об НДС сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. В случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и материальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
В соответствии с абзацем 4 пункта 19 Инструкции N 39 суммы налога на добавленную стоимость у организаций, занимающихся продажей и перепродажей товаров, по поступившим и оприходованным товарам, приобретенным для перепродажи, принимаются к зачету после их фактической оплаты поставщикам независимо от факта реализации этих товаров. То есть в соответствии с названными нормами возмещение налога на добавленную стоимость связано с уплатой сумм налога на добавленную стоимость покупателем поставщику при оплате товара и его оприходованием.
При таких обстоятельствах следует признать, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали законные основания для отмены решения суда первой инстанции.
Общество выполнило все предусмотренные законодательством о налогах и сборах требования для предъявления к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров, приобретенных для последующей перепродажи на территории Российской Федерации. Довод Инспекции об отсутствии в бюджете источника для возмещения обществу сумм налога на добавленную стоимость правомерно отклонен судом первой инстанции. Законодательство о налогах и сборах не связывает право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость с исполнением его поставщиками своих налоговых обязательств.
Постановление апелляционной инстанции подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 6) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2002 по делу N А56-36741/01 отменить.
Решение того же суда от 21.01.2002 оставить в силе.
Председательствующий |
М.В.Пастухова |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2002 г. N А56-З6741/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника