Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2002 г. N А13-8359/01-15 О зачете ГУП сумм в счет уплаты налогов и сборов и о возврате излишне взысканных сборов, страховых взносов и пеней

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 мая 2002 г. N А13-8359/01-15

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Зубаревой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.02.2002 по делу N А13-8359/01-15 (судья Пестерева О.Ю.),

установил:

Государственное унитарное предприятие "Вологдаоблстройзаказчик" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - налоговая инспекция) о зачете в счет уплаты налогов излишне взысканных в федеральный бюджет 95 606 руб. 44 коп., о возврате из бюджета Вологодской области излишне взысканных 1 348 руб. 21 коп. сбора на нужды образовательных учреждений и 1 321 руб. 09 коп. пеней, а также о возврате из Пенсионного фонда Российской Федерации 13 218 руб. пеней.

Решением суда от 20.02.2002 исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить решение суда без изменения.

Истец и ответчик о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены, представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, Предприятие 11.08.97 заключило с Акционерным банком "Инкомбанк" (далее - банк) договор банковского счета. На этот счет зачислены поступившие Предприятию денежные средства.

Имея на расчетном счете достаточные денежные средства (258 832 руб. 43 коп.), Предприятие направило в банк платежные поручения от 30.09.98 NN 991 - 998 на перечисление платежей в бюджеты и внебюджетные фонды: 24 835 руб. подоходного налога, 51 571 руб. 21 коп. страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, 449 руб.57 коп. налога на нужды образовательных учреждений, 1 348 руб.71 коп. налога на нужды образовательных учреждений, 2 697 руб. 43 коп. взносов в городской центр занятости, 6 370 руб. 49 коп. страховых взносов в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области, 373 руб.74 коп. страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и 7 958 руб.89 коп. страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Указанные суммы 01.10.98 списаны с расчетного счета предприятия, но не поступили в бюджет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11, абзацем шестым статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента списания банком с его расчетного счета на основании платежного поручения плательщика соответствующей суммы денежных средств.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.98 N 24-П положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", о том, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, признано соответствующим Конституции Российской Федерации, поскольку оно означает уплату налога налогоплательщиком - юридическим лицом со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.

Названное Постановление содержит вывод о несоответствии Конституции Российской Федерации сложившейся правоприменительной практики, согласно которой обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога прекращается лишь с момента поступления соответствующих сумм в бюджет и тем самым допускается возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов.

Таким образом, не соответствующей Конституции Российской Федерации признана не норма конкретного закона, а сложившаяся правоприменительная практика, поэтому отклоняется, как несостоятельный, довод налоговой инспекции о неправомерном распространении выводов постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.98 на период, в котором налогоплательщиком совершены действия, направленные на уплату налогов.

Исходя из изложенного, является правильным вывод суда о том, что в соответствии с действовавшим в 1998 году законодательством обязанность по уплате Предприятием налогов и страховых взносов на общую сумму 95 606 руб. 04 коп. считается исполненной.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О разъяснено, что в обязанность налоговых органов входит доказывание недобросовестности налогоплательщиков и банков. Налоговые органы вправе - в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов - осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет.

В рассматриваемом деле судом надлежащим образом исследованы все представленные сторонами доказательства и сделан обоснованный вывод о том, что налоговая инспекция не доказала недобросовестности налогоплательщика.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, что в соответствии со статьями 165 и 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Кроме того, по мнению подателя жалобы, зачет и возврат сумм страховых взносов, признанных судом уплаченными в 1998 году и излишне взысканных в 1999 году Пенсионным фондом, должны осуществляться соответствующими фондами, а не налоговой инспекцией.

На основании статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" вопросы зачета страховых взносов во внебюджетные фонды с 01.01.2001 находятся в ведении налоговых органов.

Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 01.01.01 подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном НК РФ.

Пункт 13 статьи 78 НК РФ предусматривает, что правила настоящей статьи применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Как следует из пунктов 4 и 5 статьи 78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Согласно пункту 11 статьи 78 НК РФ, правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней.

Таким образом, решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.02.2002 по делу N А13-8359/01-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Н.Г.Кузнецова
И.Д.Абакумова

Н.А.Зубарева

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2002 г. N А13-8359/01-15


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника