Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 мая 2002 г. N А56-35828/01 Об отказе в иске к ИМНС РФ об обязании возместить из бюджета НДС по экспорту, так как у истца отсутствовал комплект документов, необходимых для целей возмещения

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 мая 2002 г. N А56-35828/01

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д. и Шевченко А.В., при участии от компании "Кокет Марин Ойл Лимитед" Исхакова М.Ю. (доверенность от 09.11.2001), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу Никифоровой И.Б. (доверенность от 01.04.2002 N 03-09/137), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2002 по делу NА56-35828/01 (судья Згурская М.Л.),

установил:

Компания "Кокет Марин Ойл Лимитед" (далее - Компания) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции межрайонного уровня Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Санкт-Петербургу от 04.12.2001 N 05-31/1066.

В судебном заседании Компания изменила предмет иска и просила суд обязать ответчика возместить истцу из бюджета 462 076 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2001 года.

Решением суда от 14.02.2002 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу - правопреемник Инспекции межрайонного уровня Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) просит отменить решение суда, указывая на отсутствие у Компании права на возмещение НДС из бюджета.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Компании указал на их необоснованность.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленной Компанией декларации по НДС по ставке 0 процентов за сентябрь 2001 года, о чем составлен акт от 15.11.2001. По мнению налогового органа, истец в нарушение статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не представил копии поручений на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации, а также копии коносаментов на перевозку экспортируемых товаров, с указанием в графе "Порт разгрузки" порта, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации. Если же рассматривать осуществляемую истцом деятельность по бункеровке топлива как шипчандлерские услуги, то в силу положений подпункта 4 пункта 1 статьи 148, подпункта 3 пункта 2 статьи 170, подпункта 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ местом оказания услуг не признается территория Российской Федерации, поэтому суммы НДС, уплаченные поставщикам, не возмещаются из бюджета, а относятся на себестоимость.

В связи с изложенным ответчиком вынесено решение от 04.12.2001 N 05-31/1066 об отказе в возмещении из бюджета 462 076 руб. НДС за сентябрь 2001 года.

Компания не согласилась с принятым решением и обратилась в суд с иском об обязании налоговой инспекции возместить из бюджета указанную сумму НДС.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из следующего.

Пунктом 4 статьи 176 НК РФ установлено, что суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком поставщикам товаров, направленных на экспорт, подлежат возмещению налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления соответствующей декларации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Статьей 165 НК РФ предусмотрен порядок подтверждения права на получение возмещения НДС из бюджета при налогообложении по ставке 0 процентов.

В статье 172 НК РФ содержится перечень документов, необходимых для подтверждения права на вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам экспортируемых товаров, из общей суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0% производится при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Налоговая инспекция не оспаривает факты помещения поставляемого на судно топлива под таможенный режим экспорта и вывоза его за пределы таможенной территории Российской Федерации. Ответчик не оспаривает и факт уплаты Компанией сумм НДС поставщикам топлива.

Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 при рассмотрении споров, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей, суды учитывают, что на основании части второй статьи 2 НК РФ соответствующие правоотношения регулируются Таможенным кодексом Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 151 НК РФ установлено, что при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации вне таможенных режимов экспорта и реэкспорта освобождение от уплаты НДС не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством.

В целях реализации данной нормы и упорядочения перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, в соответствии с международными нормами и общепринятой практикой, на основании статьи 24 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" Правительство Российской Федерации постановлением от 09.07.2001 N 524 установило таможенный режим перемещения припасов.

Согласно пункту 5 Положения о таможенном режиме перемещения припасов, утвержденного названным постановлением, припасы, перемещаемые (загружаемые) на таможенной территории Российской Федерации на морские и воздушные суда, убывающие за пределы таможенной территории Российской Федерации, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами, если они вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажа, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания, с учетом припасов, имеющихся на этих судах.

С момента вступления в силу данного акта снабжением судов топливом подлежит оформлению в таможенном режиме перемещения припасов в соответствии с приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТК РФ) от 07.08.2001 N 765. Вместе с тем в силу статьи 25 ТК РФ право выбора таможенного режима принадлежит декларанту, который вправе выбрать и иной режим (экспорт, таможенный склад, транзит). В рассматриваемом деле Компания выбрала именно таможенный режим экспорта.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 ТК РФ документом, которым оформляется перемещение товара через таможенную границу России, является грузовая таможенная декларация; порядок ее оформления установлен Инструкцией "О порядке заполнения грузовой таможенной декларации", утвержденной приказом ГТК РФ от 25.04.94 N 162. Данной Инструкцией установлено, что декларированию путем представления в таможенный орган грузовой таможенной декларации подлежат товары, в отношении которых взимаются таможенные пошлины и налоги.

Согласно пункту "а" статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" предметы материально-технического снабжения и снаряжения транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, освобождаются от таможенной пошлины, а также от применения мер экономической политики, то есть из названного закона не вытекала обязанность декларировать названное имущество. В настоящее время перечисленные в данной статье предметы и бункерное топливо подпадают под определение понятия "припасы".

Поскольку в силу статьи 11 Закона Российской Федерации "О валютном контроле и валютном регулировании" ГТК РФ является не только участником налоговых отношений, но и органом валютного контроля, то в письме от 22.11.94 N 01-13/13238 он установил, что таможенному оформлению подлежат предметы материально-технического снабжения, топливо, продовольствие и другие товары, необходимые для нормальной эксплуатации на время следования в пути до пункта назначения и в пунктах промежуточной остановки российских или арендованных российскими лицами морских, речных и воздушных судов, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа пассажиров, при условии, что такие товары остаются на борту указанных судов и не отчуждаются на таможенной территории Российской Федерации.

При оформлении нефтепродуктов, перевозимых судами-бункеровщиками, применялся особый порядок оформления бункерного топлива, который установлен письмами ГТК РФ от 28.07.94 N 01-13/8589 "Об оформлении паспорта сделки на бункеровку иностранных судов в российских портах", от 22.11.94 N 01-13/13238 "О таможенном оформлении товаров, необходимых для обеспечения эксплуатации морских, речных и воздушных судов" и от 22.12.94 N 01-12/1579.

Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" товары, экспортируемые непосредственно предприятиями - изготовителями, экспортируемые услуги и работы, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и при транзите иностранных грузов через территорию Российской Федерации освобождаются от уплаты НДС, поэтому в 1998 году данные акты ГТК РФ были отменены и сведены в общие положения с учетом льготирования шипчандлерских услуг аналогично положениям об экспорте товаров.

Таким образом, в период действия названного Закона для целей взимания таможенных платежей правомерно применялись нормы Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", относящиеся к режиму экспорта. Однако с введением в действие норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности статьи 149 НК РФ, по льготируемым товарам (работам, услугам) налогоплательщики утратили право для предъявления к возмещению из бюджета НДС, уплаченного поставщикам продукции (работ, услуг). Данное право, как уже упоминалось, предоставлено организациям, которые реализуют товары, помещаемые под таможенный режим экспорта при условии наличия (существования) всех необходимых документов, подтверждающих экспорт продукции.

В статье 151 НК РФ указано, что при вывозе товаров с территории Российской Федерации другими предприятиями возврат суммы налога на добавленную стоимость производится в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.

Если же истец осуществлял бункеровку топлива, предназначенного не для использования при эксплуатации морских судов, а для дальнейшей реализации, кассационная инстанция считает, что для отнесения данных действий к экспорту товара необходимо представить копии поручений на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации, а также копии коносаментов на перевозку экспортируемых товаров, в которых в графе "Порт разгрузки" указан порт, находящийся за пределами таможенной территории Российской Федерации. Данные документы не оформлялись и не могли быть представлены. Факт представления Компанией иных документов, предусмотренных статьями 165 и 172 НК РФ, установлен судом и не оспаривается налоговой инспекцией, однако они могут служить для подтверждения правомерности использования истцом льготы, установленной таможенным законодательством, а не для применения ставки 0% при экспорте товаров.

Довод налогового органа о том, что поставленное на суда топливо помещалось под таможенный режим перемещения припасов, не принимается кассационной инстанцией как не основанный на материалах дела. Истец выбрал режим экспорта, а следовательно, знал о последствиях отсутствия у него необходимого для целей возмещения входного НДС комплекта документов.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает вывод суда о наличии у Компании необходимого комплекта документов для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% не соответствующим статьям 165 и 172 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2002 по делу N А56-35828/01 отменить.

В удовлетворении иска компании "Кокет Марин Ойл Лимитед" отказать.

Взыскать с компании "Кокет Марин Ойл Лимитед" в доход федерального бюджета 7 262 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

 

Председательствующий
Судьи

В.В. Дмитриев
И.Д. Абакумова

А.В. Шевченко

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 мая 2002 г. N А56-35828/01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника