Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 февраля 2002 г. N А56-32310/01 О признании недействительным решения налоговой инспекции о привлечении к ответственности за занижение платы за загрязнение окружающей среды, так как судом установлено, что налоговым органом неправильно произведен расчет платежей за размещение отходов в проверяемом периоде, неправильно применены меры ответственности

ГАРАНТ:

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 мая 2002 г. настоящее решение оставлено без изменения

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 20 февраля 2002 г. N А56-32310/01

 

Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: председательствующего Г.Е.Бурматовой

судей И.Б.Лопато, В.Б.Слобожаниной

рассмотрел в судебном заседании дело по иску ОАО "Петербургстрой"

к ИМНС РФ по Центральному району СПб

3-е лицо: Департамент природных ресурсов по Северо-Западному региону

о признании недействительным решения

при участии в заседании:

от истца: В.Е.Ибрагимова, дов. от 30.08.01, А.М.Нахаева, дов. от 30.08.01

от ответчика: А.В.Полоскова, дов. от 14.12.01, В.И.Сергеевой, дов. от 03.01.02, Н.В.Овсянникова, дов. от 25.01.02

3-лицо: извещен, не явился

установил:

ОАО "Петербургстрой" обратилось в Арбитражный суд с иском о признании недействительным Решения ИМНС РФ по Центральному району Санкт-Петербурга N 01-14/15444/3853 от 02.01.2001 о привлечении к налоговой ответственности за занижение платы за загрязнение окружающей среды.

В качестве третьего лица для участия в деле привлечен Департамент природных ресурсов по Северо-Западному региону (определение суда от 17.12.2001).

Ответчик в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представив отзыв на иск, поддержав позицию, изложенную в Решении.

Третье лицо о времени и месте судебного разбирательства извещено, в судебное заседание не явилось.

Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты платежей за загрязнение окружающей среды за период с 01.01.98 по 01.07.2001.

По результатам проверки был составлен акт N 3853/14 от 08.10.01, на основании которого было вынесено Решение N 01-14/15444/3853 от 02.11.01 о привлечении истца к налоговой ответственности.

Истец оспаривает данное решение налогового органа в связи с отсутствием обязанности по уплате налога в доначисленной сумме, несоблюдение ответчиком ст. 101 НК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее:

Решением налогового органа истцу была доначислена плата за фактическое загрязнение окружающей средств в сумме 2591116 руб. 30 коп., начислены пени, применена ответственность в виде 20% в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 51822 руб. 32 коп.

Как следует из материалов дела все выводы налогового органа были сделаны на основании пояснительной записки к акту проверки ООО "Петербургстрой" от 21.09.2001 Департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону N 90-100-1605/6575.

Согласно данным пояснительной записки и повторенным в акте налоговой проверки департамента природных ресурсов было установлено, что истец не уплатил плату за размещение отходов, образовавшихся в результате деятельности за сверхлимитное размещение за 1998 и 1 кв. 1999г., за размещение в пределах установленных лимитов.

При этом налоговым органом приняты данные платежи из расчета 100% отчислений и применен пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов при отсутствии разрешения на размещение отходов в 1998 г. и 1 кв. 1999 г.

Судом проверены доводы истца в части отсутствия у него обязанности по уплате платежей за размещение отходов, поскольку строительный грунт не является отходами, и не подлежит размещению.

Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образуются в процессе производства или потребления.

Данной статьей определено, что размещение отходов - это хранение или захоронение отходов, при этом под хранением отходов понимается содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживание или использования, а под захоронением - изоляция отходов.

Из содержания выданных истцу разрешений на размещение отходов Ленкомэкологией N 01-44-19/0/159 от 30.09.99 видно, что в перечень и количество отходов, разрешенных к размещению указан грунт строительный, отнесенный к IV классу опасности. Указан и объект размещения отходов ООО "Опытный завод МПБО". Указан и способ размещения - использование на предприятии и использование опытным заводом при рекультивации земель.

Таким образом, грунт строительный отнесен к категории отходов, за размещение которых предусмотрена плата в соответствии с Законом N 2060-1 "Об охране окружающей среды". О чем истцу, получившему разрешение Ленкомэкологии было известно.

Однако, расчет размера платы за размещение отходов был произведен налоговым органом не на основании данных налоговой проверки, а на основании пояснительной записки Департамента природных ресурсов, кроме того, доначислена плата в размере 100%, когда как налоги до введения II части НК РФ и отмены Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" являются 10% отчисления от платы за фактическое загрязнение окружающей среды, направляемые в Федеральный бюджет.

Применение пятикратного повышающего коэффициента в 1 кв. 1999 г. было произведено без учета имеющегося у истца временного разрешения на размещение отходов. Кроме того, применение повышающего коэффициента фактически является мерой ответственности, что следовательно исключает привлечение истца к ответственности в соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ.

Таким образом следует признать, что в нарушение п.3 ст. 101 НК РФ налоговым органом не были установлены обстоятельства налогового правонарушения.

Налоговым органом неправильно произведен расчет платежей за размещение отходов в проверяемом периоде, неправильно применены меры ответственности.

Оценив представленные суду доказательства в силу ст. 59 АПК РФ суд считает, что несмотря на имеющуюся у истца обязанность по уплате платежей за размещение отходов, действия налогового органа по доначислению платежей за размещение отходов, пени, начисление штрафных санкций следует признать неправомерными, не доказанными по размеру.

Поэтому решение налогового органа следует признать недействительным, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 93 АПК РФ уплаченная истцом госпошлина подлежит возврату из Федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 124-127, 132 АПК РФ

суд решил:

Признать недействительным Решение Инспекции МНС РФ по Центральному району Санкт-Петербурга N 01-14/15444/3853 от 02.11.2001.

Выдать ОАО "Петербургстрой" справку на возврат из Федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб.

 

Председательствующий
Судьи

Г.Е.Бурматова
В.Б.Слобожанина

И.Б.Лопато

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 февраля 2002 г. N А56-32310/01


Текст решения официально опубликован не был


Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 мая 2002 г. настоящее решение оставлено без изменения