Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2002 г. N А56-4966/02 По иску ОАО к ИМНС РФ о признании недействительным решения налоговой инспекции об отказе произвести зачет излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей, так как налоговая инспекция неправомерно применила повышающий ставку налога коэффициент и посчитала не переплаченной сумму налога

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 июня 2002 г. N А56-4966/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В.,

при участии от ОАО "Балтийский завод" Лившиц Д.Л. (доверенность от 24.12.2001), Замотаевой М.Ю. (доверенность от 24.12.2001),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2002 по делу N А56-4966/02 (судьи Бойко А.Е., Захаров В.В., Орлова Е.А.),

установил:

Открытое акционерное общество "Балтийский завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным ее решения от 11.01.2002 N 11-05/662 об отказе произвести зачет излишне уплаченного в 2000-2001 годах земельного налога и обязании произвести зачет 10 795 280,88 руб. уплаченного земельного налога в счет предстоящих налоговых платежей по земельному налогу.

Решением суда от 19.03.2002 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в иске, указывая на то, что суд при определении ставки земельного налога на 2000 год неправильно применил нормы Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю), Закона Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон о ставках земельного налога в Санкт-Петербурге), Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год" (далее - Закон о бюджете на 1999 год) и норм налогового законодательства.

В отзыве на кассационную жалобу общество указывает, что суд обоснованно признал недействительным решение налоговой инспекции, так как ставки налога на землю исчислены ею с нарушением указанных выше норм.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене.

Как усматривается из материалов дела, общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 25.12.2001 N 99/171 о зачете суммы излишне уплаченного земельного налога за 2000 и 2001 годы в счет предстоящих налоговых платежей по этому налогу.

Налоговая инспекция письмом от 11.01.2002 N 11-05/662 отказала обществу в принятии к исполнению уточненного расчета земельного налога со ссылкой на то, что налог не является излишне уплаченным, поскольку ставки налога установлены Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2000 год" и "О федеральном бюджете на 2001 год". По мнению налоговой инспекции, ставка налога, определенная Законом о ставках земельного налога в Санкт-Петербурге, должна быть увеличена согласно статье 15 Закона о федеральном бюджете на 1999 год в 2 раза. К исчисленной таким образом ставке налоговая инспекция применила второй, повышающий ставку земельного налога коэффициент "1,2", введенный статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год". В соответствии с Федеральным Законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2001 год" так же исчисляется ставка земельного налога и в 2001 году.

Общество заплатило земельный налог за 2000 и 2001 годы, применяя коэффициент "1,2" к действовавшей в 1999 году ставке земельного налога, рассчитанной с учетом коэффициента "2". Однако, считая сумму налога переплаченной, истец обратился в суд с иском об обязании налоговой инспекции произвести зачет.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сослался на то, что ставки земельного налога установлены Законом Санкт-Петербурга, коэффициент не является ставкой налога, а следовательно, действовавший в 2000 и 2001 годах коэффициент "1,2" следует применять только к ставке, установленной в 1998 году Законом Санкт-Петербурга. Повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога действуют в течение строго определенного времени (один год) и прекращают свое действие с принятием очередного закона о бюджете.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе именно средних ставок, которые приведены в приложении к этому закону. Эти средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налогоплательщики уплачивают земельный налог по дифференцированным ставкам.

Законом Санкт-Петербурга о ставках земельного налога в Санкт-Петербурге утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. Для земель, занимаемых обществом, ставка земельного налога составила 6,345 руб. за квадратный метр в год (для зоны 6) и 9,905 руб. за квадратный метр в год (для зоны 4). Дифференцированные ставки земельного налога законодательством Санкт-Петербурга в 1999-2001 годах не изменялись.

Поскольку Закон о плате за землю устанавливает средние ставки земельного налога на городские земли, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации земельного налога в 1995 году" коэффициенты были установлены для применения именно средних ставок земельного налога. В каждом последующем году коэффициент применяется к ставке, учитывающей коэффициент предшествующего года, и применяется он к средним ставкам земельного налога.

То есть в данном случае следует исходить из того, что Закон о плате за землю, определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки. В Санкт-Петербурге такие ставки установлены только Законом о ставках земельного налога в Санкт-Петербурге.

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам и сборам и устанавливается законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

Согласно Закону Российской Федерации от 17.03.97 "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Таким образом, определение ставок земельного налога относится к компетенции субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Поэтому введение федеральным законодательством коэффициента, повышающего среднюю ставку земельного налога, не может повлечь повышение дифференцированных ставок земельного налога, утвержденных законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, для общества ставка земельного налога в 2000 и 2001 году составила 6,345 руб. за квадратный метр в год (для зоны 6) и 9,905 руб. за квадратный метр в год (для зоны 4).

Налоговая инспекция неправомерно отказала в зачете 10 795 280,88 руб. излишне уплаченной за 2000 и 2001 годы суммы земельного налога.

Кроме того, налоговым законодательством не предусмотрено право налоговой инспекции не принимать к исполнению уточненные расчеты по тем или иным налогам.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2002 по делу N А56-4966/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

И.Д.Абакумова
Н.Г.Кузнецова

А.В.Шевченко

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2002 г. N А56-4966/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника