Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 июля 2002 г. N А56-3646/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Асмыковича А.В., Клириковой Т.В., при участии от открытого акционерного общества "Ижорские заводы" Назаровой Е.И. (доверенность от 21.12.01 N 100 Б.З.), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Санкт-Петербургу на решение от 04.03.02 (судьи Загараева Л.П., Саргин А.Н., Жбанов В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 06.05.02 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Кадулин А.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3646/02,
установил:
Открытое акционерное общество "Ижорские заводы" (далее - ОАО, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным требования об уплате налогов и пеней Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Санкт-Петербургу, далее - налоговая инспекция) от 11.09.01 N 08000675 в части начисления 3 529 691 руб. 99 коп. пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд.
Решением суда от 04.03.02 исковые требования Предприятия удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.05.02 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление суда и отказать Предприятию в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, оспариваемое истцом требование соответствует статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). При рассмотрении спора суд не учел, что сумма пеней, указанная в требовании N 08000675 по состоянию на 11.09.01, начислена на недоимку по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд, образовавшуюся как в 2000, так и в 2001 году. В 2000 году срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд был определен постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, поэтому пени истцу на недоимку по налогу за 2000 год начислены налоговой инспекцией правомерно.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал исковые требования и просил оставить решение и постановление суда без изменения.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что 11.09.01 налоговый орган направил Предприятию требование N 08000675 об уплате 5 392 342 руб. 62 коп. пеней по налогам, в том числе 3 529 691 руб. 99 коп. пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог.
В исковом заявлении ОАО, оспаривая обоснованность начисления пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог, ссылается на отсутствие у Предприятия недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд за 2000 - 2001 годы. При этом ОАО не оспаривает, что имеет недоимку по названному налогу за 2000 - 2001 годы в территориальный дорожный фонд. Однако истец считает, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд законодательством не установлен. Таким образом, по мнению истца, начисление пеней за несвоевременную уплату этого налога как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды неправомерно. Кроме того, Предприятие ссылается на приостановление действия Порядка образования и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 на 2001 год.
Кассационная инстанция считает, что суд необоснованно удовлетворил иск Предприятия в полном объеме, признав неправомерным начисление пеней на недоимку в территориальный дорожный фонд по налогу на пользователей автомобильных дорог, возникшую у истца в 2000 году.
В соответствии со статьями 1 и 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим Законом.
Налог на пользователей автомобильных дорог в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" является федеральным налогом. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской федерации. Согласно пункту 5 указанной статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды. Несмотря на это, в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" названный налог является единым федеральным налогом, исчисляемым с общей налоговой базы на основании единой декларации по этому налогу, которая представляется по итогам налоговых (отчетных) периодов. Следовательно, предусмотренные статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" отчисления от налога в территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом, поэтому должны направляться налогоплательщиком в территориальный дорожный фонд в те же сроки, в которые уплачивается налог на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд.
Принимая во внимание, что ОАО "Ижорские заводы" нарушало сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в 2000 году, в связи с чем у истца имеется недоимка перед указанным фондом, и им это обстоятельство не оспаривается, налоговая инспекция была вправе начислить пени за несвоевременную уплату названного налога за август месяц 2001 года.
Согласно расчету (л.д. 56), представленному налоговой инспекцией, пени за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в 2000 году, начисленные Предприятию за период с 01.08.01 по 31.08.01, составляют 2 409 685 руб. 82 коп.
Суд не учел при рассмотрении иска Предприятия этот расчет, в связи с чем необоснованно удовлетворил исковые требования ОАО полностью.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" действие постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 приостановлено на 2001 год. Следовательно, у налоговой инспекции не было оснований для начисления пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог на недоимку, возникшую в течение 2001 года.
В этой части судебные акты законны и обоснованны.
Следовательно, решение и постановление суда подлежат изменению, а жалоба налоговой инспекции - частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 4 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 04.03.02 и постановление апелляционной инстанции от 06.05.02 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3646/02 изменить.
Признать недействительным требование от 11.09.01 N 08000675 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Санкт-Петербургу в части взыскания пеней за август 2001 года, начисленных на недоимку по налогу на пользователей автомобильных дорог, образовавшуюся в 2001 году.
В остальной части иска открытому акционерному обществу "Ижорские заводы" отказать.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2002 г. N А56-3646/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника