Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июля 2002 г. N А56-28858/01 В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о дорожных фондах автотранспортные средства, приобретаемые для дальнейшей реализации, налогом не облагаются. Законом освобождение от уплаты налога не связывается с необходимостью получения лицензии. В связи с этим положения Инструкции N 30 в части введения дополнительных условий освобождения от уплаты налога не подлежат применению в силу пункта 1 статьи 4 НК РФ

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 июля 2002 г. N А56-28858/01

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кочеровой Л.И., Корабухиной Л.И., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тосненскому району Ленинградской области Грудского А.Я. (доверенность от 08.01.2002 N08-02/118), Васильева М.С. (доверенность от 08.01.2002 N08-02/119), от общества с ограниченной ответственностью "НевАвтоКом" Бутузова В.В. (доверенность от 01.11.2001 б/н), Хохлова В.Н. (доверенность от 20.12.2001 б/н), Минина И.В. (доверенность от 10.04.2002 б/н),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тосненскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2002 по делу N А56-28858/01 (судьи Загараева Л.П., Згурская М.Л., Саргин А.Н.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "НевАвтоКом" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тосненскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 28.09.2001 N03/158 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В суде первой инстанции общество в соответствии со статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования и просило признать оспариваемое решение Инспекции недействительным частично.

Решением от 18.03.2002 иск удовлетворен. Решение Инспекции от 28.09.2001 N03/158 признано недействительным в части доначисления недоимок, пеней и штрафов по налогам на прибыль, на добавленную стоимость, на перепродажу автомобилей, приобретение автотранспортных средств, сбора на уборку территорий; недоимок и пеней по налогам на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и на имущество, в части привлечения общества к ответственности по статье 119 и пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В остальной части производство по делу прекращено применительно к пункту 6 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом общества от иска.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда в обжалуемой части. В жалобе ее податель приводит доводы в подтверждение необходимости проверки законности решения суда по двум эпизодам, связанным с неуплатой (неполной уплатой) налогов на приобретение автотранспортных средств и на имущество.

Инспекция считает, что обязанность общества уплачивать налог на приобретение автотранспортных средств обусловлена отсутствием у него лицензии на осуществление деятельности по торговле транспортными средствами и номерными агрегатами. Неполная уплата истцом налога на имущество, по мнению Инспекции, связана с нарушением обществом учета отпуска товара - ненадлежащим оформлением накладных от 28.09.2000 N404 и от 30.09.2000 N419.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представители общества просили решение суда оставить без изменения.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах за период с 15.09.99 по 31.12.2000.

По результатам проверки составлен акт от 12.09.2001 N03/153 и принято решение от 28.09.2001 N03/158 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Согласно пунктам 3.1 и.3.2 акта проверки (том 1, листы дела 39 - 40) Инспекцией установлены неуплата истцом 549 479 руб. налога на приобретение автотранспортных средств за период с 15.07.99 по 13.10.99 и нарушение бухгалтерского учета остатков по счетам 41 "Товары", 01 "Основные средства" и 44 "Издержки обращения", повлекшее занижение облагаемой налогом на имущество базы.

Начисление Инспекцией налога на приобретение автотранспортных средств связано с тем, что общество с 15.07.99 - даты государственной регистрации его учредительных документов - осуществляло деятельность по торговле транспортными средствами и номерными агрегатами на основании лицензии серии ЛО-А N01333, выданной лицензирующим органом лишь 14.10.99. При этом срок действия лицензии - с 14.10.99 по 14.10.2000.

По мнению Инспекции, общество не вправе было применять льготу по названному налогу в период с 15.07.99 по 13.10.99 в силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N1759-1 "О дорожных фондах Российской Федерации" (далее - Закон о дорожных фондах), пункта 50 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (далее - Инструкция N30) и статьи 1 Областного закона "О понижении ставки налога на приобретение автотранспортных средств на территории Ленинградской области для юридических лиц и граждан, осуществляющих деятельность без образования юридического лица".

Обществу за проверяемый период доначислено 549 479 руб. недоимки и 466 410 руб. пеней по налогу на приобретение автотранспортных средств, а также доначислено 107 989 руб. налога на имущество и 27 120 руб. пеней за несвоевременную уплату этого налога.

По решению от 28.09.2001 N03/158 с общества подлежат взысканию 824 219 руб. штрафных санкций на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по налогу на приобретение автотранспортных средств.

Удовлетворяя исковые требования по эпизоду, связанному с исчислением и уплатой налога на приобретение автотранспортных средств, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии у общества обязанности по уплате налога.

Этот вывод суда сделан на основании верного толкования норм налогового права и полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств дела.

Материалами дела подтверждается факт приобретения истцом автотранспортных средств с целью их последующей реализации. Данное обстоятельство Инспекцией не оспаривается, автотранспортные средства за истцом не регистрировались.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о дорожных фондах автотранспортные средства, приобретаемые для дальнейшей реализации, налогом не облагаются. Этим Законом освобождение от уплаты налога не связывается с необходимостью получения лицензии. Нормы иных актов законодательства о налогах и сборах также не устанавливают соответствующих ограничений. В связи с этим положения Инструкции N 30 в части введения дополнительных условий освобождения от уплаты налога не подлежат применению в силу пункта 1 статьи 4 НК РФ.

Кроме того, согласно части 2 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

По эпизоду, связанному с налогом на имущество, суд кассационной инстанции считает, что суд первой инстанции должным образом оценил представленные обществом письменные доказательства (подлинники накладных NN 404, 419, имеющие надлежащие подписи - том 2, листы дела 109, 110), установив факты, имеющие значение для рассмотрения спора по существу. При этом каких-либо нарушений обществом норм материального права суд первой инстанции не установил. Фактически доводы жалобы по этому эпизоду сводятся к переоценке доказательств, что в силу статей 165, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в суде кассационной инстанции.

В необжалуемой части решение суда соответствует нормам материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2002 по делу NА56-28858/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тосненскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

А.В. Асмыкович
Л.И. Кочерова

Л.И. Корабухина

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июля 2002 г. N А56-28858/01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника