Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июля 2002 г. N А42-8463/01-27-468/02 Расходы предприятия на выплату заработной платы с учетом районных коэффициентов правомерно относятся на себестоимость продукции, следовательно нет оснований для отмены решения суда первой инстанции

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 июля 2002 г. N А42-8463/01-27-468/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В. судей Абакумовой И.Д. и Шевченко А.В., при участии от открытого акционерного общества "Ростелеком" Бобиной Л.Б. (доверенность от 02.06.2000 N юр-12-78), Огородник И.А. (доверенность от 17.04.2002 N юр-146/1-80), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Мурманской области Катюшина А.Е. (доверенность от 23.01.2002 N 19-11-07-06/8), Лысаковой М.Ю. (доверенность от 04.01.2002 N 19-11-06-07/64), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.04.2002 по делу N А42-8463/01-27-468/02 (судьи Мунтян Л.Б., Галко Е.В., Спичак Т.Н.),

установил:

Открытое акционерное общество "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кандалакше Мурманской области (в настоящее время Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N1 по Мурманской области, далее - ИМНС) от 09.11.2001 N 02-07/1-1/1-79.

Решением суда от 23.04.2002 иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

ИМНС провела выездную проверку соблюдения техническим узлом связи N5 территориального центра междугородней связи и телевидения N23 ОАО "Ростелеком" налогового законодательства за период с 01.01.99 по 31.12.2000. В ходе проверки выявлены нарушения, которые отражены в акте от 15.10.2001 N162.

По результатам проверки налоговым органом принято решение от 09.11.2001 N02-07/1-1/1-79 о начислении ОАО "Ростелеком" 124 991 руб. налога на прибыль и 41 021 руб. пеней за его несвоевременную уплату, а также о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В качестве нарушения повлекшего занижение базы, облагаемой налогом на прибыль, ИМНС указывает на неправомерное отнесение ОАО "Ростелеком" на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) затрат суммы разницы, возникшей в связи с применением при исчислении заработной платы районного коэффициента 1,5 вместо подлежащего применению, по мнению ИМНС, коэффициента 1,4.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными этой статьей.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), определяются в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (далее - Положение о составе затрат).

Согласно подпункту "а" пункта 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства, включая материальные затраты и расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Пунктом 7 Положения о составе затрат установлено, что в элементе "Затраты на оплату труда" отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия. При этом в состав затрат на оплату труда включаются выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе выплаты по районным коэффициентам.

Следовательно, в себестоимость продукции включаются выплаты по районным коэффициентам, производимые в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.91 N 76 облисполкомам Советов народных депутатов дано право устанавливать по согласованию с соответствующими профсоюзными органами районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (территории субъекта Российской Федерации) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

На основании этого Постановления главой администрации Мурманской области издано постановление от 27.01.92 N 64 "О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих Мурманской области" с изменениями от 14.05.92 N 275, которым для рабочих и служащих всех предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Мурманской области, установлен районный коэффициент к заработной плате, равный 1,5, и указано, что выплата надбавок к заработной плате по районному коэффициенту осуществляется за счет средств предприятий и организаций. Правомерность введения на территории Мурманской области единого районного коэсрфициента к заработной плате подтверждена и принятым в 1993 году Федеральным законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Статьей 10 этого Закона предусмотрено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате. Это норма не отменена и в установленном порядке не признана неконституционной.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 01.09.92 N 653 еще раз подчеркнуто, что для предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляющих свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, выплаты по районному коэффициенту включаются в затраты на оплату труда в соответствии с Положением о составе затрат. Для учреждений же и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, указанные выплаты производятся за счет средств, предусмотренных сметами на их содержание.

По мнению кассационной инстанции, суд первой инстанции, проанализировав положения перечисленных нормативных актов пришел к правильному выводу о том, что ОАО "Ростелеком" обоснованно отнесло на себестоимость продукции выплаты к заработной плате, исходя из размера районного коэффициента 1,5, поскольку постановление главы администрации Мурманской области от 27.01.92 N64, которым установлен такой коэффициент, издано в пределах полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации, и является нормативным актом, регулирующим вопрос установления данных коэффициентов к заработной плате на территории Мурманской области как для производственных, так не производственных отраслей.

Кассационная инстанция считает, что налоговым органом не доказано наличие правовых оснований для применения истцом при формировании себестоимости продукции для целей налогообложения районного коэффициента в размере 1,4.

Во-первых, постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.03.60 N 453/9 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций", которым утвержден коэффициент 1,4, издано до принятия постановлений Правительства Российской Федерации от 04.02.91 N 76, от 05.08.92 N 552 и от 01.09.92 N 653, имеющих более высокую юридическую силу. Кроме того, оно прямо противоречит статье 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Во-вторых, постановление главы администрации Мурманской области от 27.01.92 N 64 является нормативным актом, обязательным для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Мурманской области. Поэтому ОАО "Ростелеком" обязано было при начислении и выплате заработной платы своим работникам применить районный коэффициент 1,5. Таким образом, выплата зарплаты с применением коэффициента в указанном размере осуществляется не по собственному усмотрению истца, а во исполнение нормативного акта субъекта Российской Федерации.

В-третьих, указание в пункте 13 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.91 N 76 на то, что затраты по выплате районных коэффициентов к заработной плате производятся за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов означает, что денежные средства на эти цели не будут выделяться из федерального бюджета по целевому назначению. При этом в названном Постановлении не уточнено, что именно понимается под "средствами предприятий и организаций": все средства предприятий и организаций или только остающиеся в их распоряжении после уплаты налогов. В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ сомнения, противоречия и неясности применения актов законодательства о налогах им сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В то же время в принятых спустя год постановлениях Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 и от 01.09.92 N 653 указан источник компенсации предприятиям и организациям выплат районных коэффициентов к заработной плате - включение выплаченных сумм районных коэффициентов в себестоимость продукции в составе затрат на оплату труда. В названных документах не содержится никаких условий или ограничений отнесения заработной платы, выплаченной организациями работникам с применением районных коэффициентов, на себестоимость продукции.

При указанных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что оснований для признания незаконными действий ОАО "Ростелеком" по формированию налоговой базы не имеется, а следовательно, нет оснований и для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.04.2002 по делу N А42-8463/01-27-468/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N1 по Мурманской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

В.В. Дмитриев
И.Д. Абакумова

А.В. Шевченко

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июля 2002 г. N А42-8463/01-27-468/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника