Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июня 2002 г. N А56-4452/02 О возмещении ЗАО НДС по экспорту путем возврата и путем зачета в счет недоимки по НДС, начисленного по реализации товаров на внутреннем рынке

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 июня 2002 г. N А56-4452/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Никитушкиной Л.Л. и Пастуховой М.В.,

при участии от закрытого акционерного общества "Совтек" Кудряшовой Е.Л. (доверенность от 01.02.02), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Черновой Е.А. (доверенность от 03.01.02 N 04-05/88),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.02 по делу N А56-4452/02 (судья Галкина Т.В.),

установил:

Закрытое акционерное общество "Совтек" (далее - ЗАО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) возместить налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за 2000 год, январь-март и июль 2001 года путем возврата из бюджета 2 159 248 рублей 65 копеек НДС и зачета 739 636 рублей 35 копеек НДС в счет погашения недоимки по этому налогу, начисленной по реализации товаров на территории Российской Федерации.

Решением от 01.04.02 суд полностью удовлетворил иск ЗАО на основании пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон "О НДС") и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда, принятое, по ее мнению, с нарушением положений статьи 7 Закона "О НДС" и статьи 176 НК РФ. При этом налоговый орган указывает на то, что согласно приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС РФ) от 08.06.2000 N БГ-3-29/220 возмещение НДС может быть произведено только после проведения встречных проверок поставщиков ЗАО. Поскольку в данном случае нет сведений о выполнении поставщиками экспортируемых товаров обязанности по уплате налога, ИМНС считает, что в бюджете отсутствует источник возмещения налога истцу.

В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ЗАО просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно материалам дела ЗАО своевременно представило в ИМНС расчеты по НДС (экспорт) за 2000 год и декларации по налоговой ставке 0% за январь-март, июль 2001 года, а также документы, подтверждающие право истца на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров на экспорт. Однако ИМНС оставила без рассмотрения заявления истца (листы дела 31-34) о возмещении сумм НДС по экспорту за указанный период, в связи с чем ЗАО обратилось в суд с иском об обязании ответчика произвести возмещение НДС по экспорту за 2000 год, январь-март и июль 2001 года путем возврата 2 159 248 рублей 65 копеек налога и зачета 739 636 рублей 35 копеек в счет погашения недоимки по НДС, начисленной при реализации товаров на внутреннем рынке.

Кассационная инстанция считает, что суд правомерно решением от 01.04.02 удовлетворил иск ЗАО, поскольку бездействие налогового органа нарушает права налогоплательщика и не соответствует нормам налогового законодательства.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 7 Закона "О НДС", действовавшей до 01.01.01. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрен пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС". Согласно названной норме в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.

С учетом положений пункта 21 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39), в которой разъяснен порядок применения статьи 7 Закона "О НДС", право налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров в порядке, установленном пунктом 1 статьи 7 Закона "О НДС", и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, перечисленными в пункте 22 Инструкции N 39.

Аналогичный порядок возмещения НДС при экспорте товаров (работ, услуг) установлен и пунктом 4 статьи 176 НК РФ, действующей с 01.01.01. Согласно этой норме суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса. При этом возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган должен проверить обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) так же, как и в пункте 3 статьи 7 Закона "О НДС", обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документально в порядке, предусмотренном статьей 165 НК РФ.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, и не устанавливается обязанность налогоплательщика подтвердить это обстоятельство при предъявлении сумм НДС к возмещению.

Согласно пункту 3 статьи 7 Закона "О НДС" возникшая у налогоплательщика отрицательная разница по НДС "засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период", а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщикам и производителям товаров (работ, услуг). При этом источником возмещения НДС являются "общие платежи налогов", а не суммы НДС, уплаченные поставщиками (производителями) экспортируемых товаров (работ, услуг). Пунктом 4 статьи 176 НК РФ также установлено, что возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод ИМНС об отсутствии сведений, подтверждающих перечисление поставщиками истца сумм НДС в бюджет.

Несостоятельна и ссылка ИМНС на приказы МНС РФ и Управления Министерства по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, которые согласно пункту 1 статьи 1 и статье 4 НК РФ не относятся к законодательству о налогах и сборах. Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В случае выявления при проведении налоговых проверок факта неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками или производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке, установленном статьями 45, 46 и 47 НК РФ, решить вопрос о принудительном исполнении ими этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС" и пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Поскольку ИМНС не оспаривает правомерность применения истцом налоговой ставки 0% и факт уплаты им сумм НДС поставщикам товаров, что и является основанием для применения налоговых вычетов, суд обоснованно в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 7 Закона "О НДС" и статьи 176 НК РФ обязал ответчика возместить истцу НДС по экспорту за 2000 год, январь-март и июль 2001 года путем возврата 2 159 248 рублей 65 копеек и зачета 739 636 рублей 35 копеек в счет погашения недоимки по НДС по внутреннему рынку, установленной в ходе судебного разбирательства по делу.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а решение суда считает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.02 по делу N А56-4452/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Н.В.Троицкая
Л.Л.Никитушкина

М.В.Пастухова

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июня 2002 г. N А56-4452/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника