Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июня 2002 г. N А56-36493/01 По иску ИМНС о взыскании с муниципального учреждения культуры штрафов за неполную уплату налогов в результате необоснованного применения льгот, а также за отсутствие счетов-фактур в течение более одного налогового периода

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 июня 2002 г. N А56-36493/01

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Зубаревой Н.А. и Шевченко А.В.,

при участии от межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области Демидовой Е.И. (доверенность от 03.01.02 N 02-19/4696),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2002 по делу N А56-36493/01 (судья Захаров В.В.),

установил:

Межрайонная Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к муниципальному учреждению культуры "Передвижной центр культуры" (далее - Учреждение) о взыскании штрафов в сумме 17 702,76 руб., предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда от 14.03.2002 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и удовлетворить иск, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", статьи 149 НК РФ, а также статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".

Муниципальное учреждение культуры "Передвижной центр культуры" о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность оспариваемого судебного акта, кассационная инстанция установила следующее.

В результате выездной налоговой проверки соблюдения муниципальным учреждением культуры "Передвижной центр культуры" законодательства о налогах и сборах за период с 01.11.99 по 01.04.2001 установлено неправильное применение Учреждением в 2000 - 2001 годах льгот по налогу на добавленную стоимость и налогу на пользователей автомобильных дорог, а также факты неоформления счетов-фактур.

Нарушения отражены в акте проверки от 25.07.2001 N 116.

Решением налоговой инспекции от 15.08.2001 N 03-15/11162 Учреждению доначислены налоги и пени. Кроме того, Учреждение привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налогов в результате необоснованного применения льгот, а также по пункту 2 статьи 120 НК РФ за отсутствие счетов-фактур. В этот же день налоговая инспекция выставила требование N 4822 на уплату налогов, пеней и штрафов. Поскольку Учреждение в добровольном порядке требование не исполнило, налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании штрафных санкций.

Из акта следует, что проверяемый период Учреждение организовывало автобусные поездки в театры и музеи Санкт-Петербурга и пригородов. Оплата оказанных услуг осуществлялась на основании смет, составленных Учреждением, и выставленных счетов. Расчеты производились как в безналичном порядке, так и наличными денежными средствами. Полученные средства Учреждение реинвестировало на собственные нужды учреждения. Полагая, что имеет право на льготы, Учреждение не уплачивало налог на добавленную стоимость и налог на пользователей автомобильных дорог.

Суд первой инстанции признал занятую Учреждением позицию правомерной, в связи с чем отказал налоговому органу в удовлетворении иска, однако кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит частичной отмене как принятое без учета норм налогового законодательства, действовавших в проверенном периоде.

Налоговым органом установлено неправомерное применение Учреждением в 2000 и 2001 годах льгот по налогу на добавленную стоимость и налогу на пользователей автомобильных дорог.

В силу статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 40 и 41 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, Учреждение является некоммерческой организацией. На это указано и в пункте 1.4 акта проверки.

В статье 47 Основ законодательства Российской Федерации о культуре указано, что государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом.

Деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренных уставом услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое, согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ, состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Вместе с тем пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что впредь до введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Поскольку налоговым органом факт реинвестирования Учреждением полученных средств на собственные нужды учреждения не оспаривается, кассационная инстанция считает правильным, соответствующим положениям пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", вывод суда о том, что Учреждение правомерно не уплачивало налог на пользователей автомобильных дорог.

Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость регулировалась в 2000 и 2001 годах разными нормами налогового законодательства.

В 2000 году действовал Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".

Согласно подпункту "н" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги учреждений культуры и искусства, архивной службы, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что от налога на добавленную стоимость освобождаются как услуги определенных субъектов - услуги учреждений культуры и искусства, архивной службы, религиозных объединений - независимо от вида услуг, так и определенные виды деятельности: театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, - независимо от того, кто их проводит.

В рассматриваемом случае Учреждение оказывало услуги по организации культурно-просветительных мероприятий.

Поскольку названная норма Закона не предусматривает дополнительных условий и ограничений для применения установленных в ней льгот, следует признать правомерным использование Учреждением в 2000 году льготы по налогу на добавленную стоимость. Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", на нормы которой ссылается налоговая инспекция в подтверждение необоснованности использования Учреждением льготы, не может быть применена в части, не основанной на нормах Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".

Вместе с тем, с 01.01.2001 порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость регулируется нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

В статье 149 НК РФ приведен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся:

услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений; услуги по звукозаписи театрально - зрелищных, культурно - просветительных и зрелищно - развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений; услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуг по распространению билетов, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта;

реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально - зрелищных, культурно - просветительных и зрелищно - развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;

реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

К учреждениям культуры и искусства в целях настоящей главы относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Поскольку Учреждение не представило доказательства того, что оно является одним из вышеперечисленных учреждений культуры и искусства, а также доказательств оказания льготируемых на основании статьи 149 НК РФ услуг, - кассационная инстанция считает правильным, соответствующим нормам налогового законодательства, вывод налоговой инспекции о необоснованном применении Учреждением льготы по налогу на добавленную стоимость в 2001 году.

Следовательно, является законным и привлечение Учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на добавленную стоимость в 2001 году в виде взыскания штрафа в сумме 585,2 руб., в связи чем иск в этой части подлежит удовлетворению.

Кассационная инстанция считает ошибочным и вывод суда об отсутствии правовых оснований для взыскания штрафа по пункту 2 статьи 120 НК РФ за отсутствие счетов-фактур, имевшее место в течение более одного налогового периода.

Налоговым органом установлено, что Учреждением не были оформлены счета-фактуры на услуги, оказанные в 2000 и 2001 годах.

Согласно пункту 6 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" с 01.01.2000 плательщики налога на добавленную стоимость по реализуемым товарам (работам, услугам), облагаемым этим налогом или освобождаемым от этого налога, оформляют счета - фактуры в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статьей 169 (подпункт 1 пункта 3) Налогового кодекса Российской Федерации также закреплена обязанность налогоплательщика составить счет-фактуру при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) на основании статьи 149 НК РФ.

Отсутствие счетов-фактур является основанием для привлечения организации к ответственности по статье 120 НК РФ.

Следовательно, привлечение налоговым органом Учреждения к ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ является правомерным.

Вместе с тем, учитывая незначительное количество счетов-фактур, которые в нарушение законодательства о налоге на добавленную стоимость не составлены Учреждением, а также необходимость соблюдения принципов справедливости и соразмерности наказания совершенному нарушению, кассационная инстанция считает возможным применить положения статьи 112 НК РФ и взыскать штраф в сумме 1000 руб.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2002 по делу N А56-36493/01 отменить частично.

Взыскать с муниципального учреждения культуры "Передвижной центр культуры" в доходы соответствующих бюджетов 1 585 руб. 20 коп. штрафа и в доход федерального бюджета - 150 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий
Судьи

Н.Г.Кузнецова
А.В.Шевченко

Н.А.Зубарева

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июня 2002 г. N А56-36493/01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника