Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июля 2002 г. N А56-4169/02 По иску ИМНС о взыскании штрафа за несообщение сведений об открытии счетов

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 июля 2002 г. N А56-4169/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корабухиной Л.И., Троицкой Н.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Выставочный дом Санкт-Петербург" генерального директора Калюжина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2002 по делу N А56-4169/02 (судья Глазков Е.Г.),

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Выставочный дом Санкт-Петербург" (далее - общество) о взыскании 10 000 руб. штрафа по пункту 1 статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 28.03.2002 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить, а иск удовлетворить. По мнению подателя жалобы; транзитный валютный и специальный валютный транзитный счета обладают всеми признаками счета, предусмотренными пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно общество обязано было сообщить в налоговую инспекцию об их открытии в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ответчика отклонил доводы кассационной жалобы, считая их необоснованными и просил принятый по делу судебный акт оставить без изменения, а жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.

Налоговая инспекция в установленном порядке извещена о месте и времени слушания дела, однако представитель в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Согласно материалам дела, общество 22.08.2001 в открытом акционерном обществе "Инкасбанк" (далее - банк) открыло: текущий валютный, транзитный валютный и специальный транзитный валютный счета. Об открытии текущего валютного счета общество сообщило в налоговую инспекцию 23.08.2001, то есть с соблюдением предусмотренного пунктом 2 статьи 23 НК РФ десятидневного срока установленного для сообщения организациями и индивидуальными предпринимателями об открытии либо закрытии счетов в банках.

Об открытии обществом транзитного валютного и специального транзитного валютного счетов банк уведомил налоговую инспекцию 29.08.2001.

Налоговой инспекцией составлен акт от 01.10.2001 и принято решение от 10.10.2001 N 05/23728 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 10 000 рублей штрафа за несообщение налоговому органу в установленный срок об открытии транзитного валютного и специального транзитного валютного счетов.

Поскольку штраф обществом не уплачен в добровольном порядке, инспекция обратилась в суд с иском о его взыскании.

Кассационная инстанция считает вывод суда о правовой природе транзитного валютного и специального транзитного валютного счетов правильным, по следующим основаниям.

В пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации определено понятие счета, согласно которому счета (счет) - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, к понятию "счет", используемому в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются три требования, а именно: наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке; возможность зачисления на счет денежных средств; возможность расходования денежных средств со счета.

Поскольку текущий валютный счет отвечает всем признакам указанным в данной статьей Налогового кодекса, следовательно налогоплательщик обязан на основании статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации сообщать о его открытии либо закрытии в налоговую инспекцию.

Как видно из материалов дела и не оспаривается истцом, общество в установленный срок сообщило в налоговую инспекцию об открытии текущего валютного счета.

В соответствии с пунктом 1.3 Указания Центрального банка России от 20.10.98 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Указание N 383-У) специальный транзитный валютный счет - это счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.

На специальный транзитный валютный счет зачисляются поступления в иностранной валюте в пользу резидента. Списание иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента допускается только в случаях и в порядке, установленных Указанием N 383-У (пункт 4 Указания N 383-У).

Следовательно, специальный транзитный валютный счет открывается резиденту банком без заключения договора банковского счета в одностороннем порядке в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Открытие специального транзитного валютного счета является обязательным в силу императивных требований банковского и валютного законодательства и не зависит от волеизъявления налогоплательщика.

Специальный транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом и не является самостоятельным предметом договора банковского счета. Правовым режимом указанного счета, установленным Указанием N 383-У, не предусмотрено осуществление операций по уплате и взысканию налогов.

Поскольку специальный транзитный валютный счет не подпадает под признаки счета, указанные в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, у налогоплательщика отсутствует обязанность сообщать в налоговый орган о его открытии.

В соответствии с инструкцией о порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, утвержденной приказом Центрального банка Российской Федерации от 29.06.1992 N 02-104А, транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом и также не является самостоятельным предметом договора банковского счета и не отвечает всем признакам счета, указанным в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Поскольку транзитный валютный и специальный транзитный счета не являются счетами, с которых может производиться взыскание налога, то нет необходимости извещать налоговые органы об их открытии или закрытии.

При указанных обстоятельствах следует признать, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2002 по делу N А56-4169/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Т.В.Клирикова
Л.И.Корабухина

Н.В.Троицкая

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июля 2002 г. N А56-4169/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника