Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2002 г. N А56-7761/02 О признании недействительным решения налоговой инспекции и об обязании возвратить из бюджета НДС по экспорту

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июня 2002 г. N А56-7761/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Никитушкиной Л.Л. и Пастуховой М.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью "НПП "Энергия-М" Лыковой Е.В. (доверенность от 24.06.02 N 7),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.02 по делу N А56-7761/02 (судьи Загараева Л.П., Блинова Л.В., Згурская М.Л.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "НПП "Энергия-М" (далее - ООО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) от 20.02.02 N 03/12 и об обязании ответчика возвратить из бюджета 4 968 000 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за октябрь 2001 года.

Решением от 01.04.02 суд удовлетворил исковые требования ООО на основании статей 164-165, 172 и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда, принятое, по ее мнению, с нарушением норм материального права. Ссылаясь на приказы Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - УМНС) от 15.05.2000 N 99, от 15.12.2000 N 273 и от 28.12.2000 N 302, ИМНС считает, что возмещение НДС производится только "после получения районным налоговым органом результатов встречных проверок поставщиков, вплоть до производителя, которые должны содержать сведения о конкретных суммах НДС, уплаченных в бюджет по всей "цепочке" продвижения товаров". В связи с отсутствием этих сведений налоговый орган правомерно, по его мнению, отказал в возмещении ООО оспариваемой суммы НДС по экспорту, так как в бюджете не сформирован источник для ее возмещения.

Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель ИМНС в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ООО просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно материалам дела ООО своевременно представило в ИМНС декларацию по налоговой ставке 0% за октябрь 2001 года, а также предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающие право истца на возмещение 4 968 000 рублей НДС, уплаченных при реализации товаров на экспорт.

В ходе выездной налоговой проверки правильности предъявления истцом к возмещению НДС по экспорту за октябрь 2001 года на основании статей 164 и 165 НК РФ признано право ООО на возврат 4 968 000 рублей НДС, что отражено в акте от 07.12.01 N 225 (лист дела 6). Однако решением от 20.02.02 N 03/12 ИМНС отказала истцу в возмещении указанной суммы НДС за октябрь 2001 года. Вывод налогового органа основан на том, что в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля установлено отсутствие отчетности "поставщика 3-го уровня - общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Центр", а следовательно, в бюджете "не сформирован источник для возмещения НДС".

Кассационная инстанция считает, что указанное решение ИМНС принято с нарушением прав налогоплательщика и норм налогового законодательства.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ, введенной в действие с 01.01.01. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) определен пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса. При этом возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной декларации по ставке 0% обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг),- которые являются самостоятельными налогоплательщиками, и не устанавливается обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению.

Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг). Поэтому неправомерен довод ответчика об отсутствии сведений, подтверждающих перечисление НДС в бюджет поставщиками экспортированного истцом товара.

Несостоятельна в данном случае и ссылка ответчика на приказы УМНС, которые в силу пункта 1 статьи 1 и статьи 4 НК РФ не относятся к законодательству о налогах и сборах. Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Поскольку ИМНС не оспаривает правомерность применения истцом налоговой ставки 0% и факт уплаты им сумм НДС поставщикам экспортированного товара, что является основанием для применения налоговых вычетов, суд обоснованно удовлетворил иск ООО, признав, что истец выполнил требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ, а у налогового органа отсутствовали основания для отказа ООО в возмещении 4 968 000 рублей НДС по экспорту за октябрь 2001 года.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а решение суда считает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.02 по делу N А56-7761/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Н.В.Троицкая
Л.Л.Никитушкина

М.В.Пастухова

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2002 г. N А56-7761/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника