Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 июня 2002 г. N А56-3354/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д., Ломакина С.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Абразивный завод "Ильич" Тимофеевой О.Ю. (доверенность от 27.12.2001 N 10/3242), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Горбуновой И.В. (доверенность от 11.03.2002 N 02/23), Козловой Л.Л. (доверенность от 09.01.2002 N 16/1),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Абразивный завод "Ильич" на решение от 11.03.2002 (судьи Слобожанина В.Б., Бурматова Г.Е., Лопато И.Б.) и постановление апелляционной инстанции 08.05.2002 (судьи Звонарева Ю.Н., Астрицкая С.Т., Гайсановская Е.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3354/02,
установил:
Открытое акционерное общество "Абразивный завод "Ильич" (далее - ОАО "Абразивный завод "Ильич", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району (далее - налоговая инспекция) от 14.01.2002 N 02-49/50 о привлечении общества к налоговой ответственности, а также о доначислении налогов и взыскании пеней.
Решением суда от 11.03.2002 исковые требования частично удовлетворены. Решение налоговой инспекции от 14.01.2002 признано недействительным по следующим эпизодам: начисление пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за девять месяцев 2001 года в сумме 70 945 рублей, доначисление налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета по материальным ресурсам, использованным при производстве и реализации экспортной продукции, в сумме 227 045 рублей, начисление пеней и штрафных санкций по данному эпизоду; доначисление 14 014 рублей налога на прибыль, 865 рублей дополнительных платежей, 4 512 рублей пеней, 2 802 рублей штрафных санкций в связи с отнесением на себестоимость продукции расходов на консультационные услуги. В остальной части в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.05.2002 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Абразивный завод "Ильич" просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в части отказа в иске о признании недействительным решения налоговой инспекции о доначислении пеней за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог за 1999 и 2000 годы и удовлетворить иск в этой части, ссылаясь на нарушение судом норм материального права - статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления суда.
Как усматривается из материалов дела, в ходе выездной проверки соблюдения ОАО "Абразивный завод "Ильич" налогового законодательства в период с 01.07.99 по 01.10.2001 и таможенного законодательства в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации в период с 01.01.98 по 01.08.2001 налоговой инспекцией выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 25.12.2001 N 65.
По результатам проверки вынесено решение от 14.01.2002 N 02-49/50 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафов за неуплату налогов на прибыль и на добавленную стоимость, о доначислении указанных налогов и взыскании пеней за несвоевременную их уплату, дополнительных платежей по налогу на прибыль, скорректированных на учетную ставку Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, а также пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог.
Оспаривая решение налоговой инспекции в части начисления пеней за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 1999 и 2000 годы, истец сослался на то, что налог не установлен должным образом. Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", а также другими федеральными законами срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен, в связи с чем, по мнению общества, пени за несвоевременную уплату этого налога начисляться не должны.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая обществу в иске в этой части, правомерно указали, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог установлен пунктом 10 Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, поскольку этот орган в силу пункта 5 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" был вправе устанавливать сроки уплаты налогов.
Кассационная инстанция считает выводы, содержащиеся в судебных актах, обоснованными.
В соответствии с требованиями статьи 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" разработан Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1. В пункте 10 этого постановления указан срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог - ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.
В соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Государственной налоговой службе Российской Федерации предоставлено право издавать инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.
В пункте 24.1 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" разъяснен порядок исчисления и уплаты налогов, а также указан срок, установленный Верховным Советом Российской Федерации. Иные сроки уплаты налога данной инструкцией не введены.
Следовательно, утверждение истца о том, что законодательством не установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, неправомерно.
Данный вывод подтвержден и Конституционным Судом Российской Федерации. В определении от 10.04.2002 N 83-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" принят до вступления в силу Конституции Российской Федерации и части первой Налогового кодекса Российской Федерации и отвечает тем требованиям к актам законодательства о налогах и сборах, которые были закреплены Законом Российской Федерации от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". До вступления в силу Конституции Российской Федерации такие акты принимались в иной законодательной процедуре, предполагавшей, что законодательным органом - Верховным Советом Российской Федерации помимо закона принимаются постановления о порядке введения закона в действие, о толковании отдельных его норм, об утверждении разного рода актов, вытекающих из закона и развивающих его положения. Требование об установлении в законодательном порядке всех существенных элементов налогообложения, сформулированное впервые в статье 17 НК РФ, обязательно для тех налогов, которые устанавливаются и вводятся после 01.01.99.
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены судебных актов в данной части нет. В остальной части решения и постановления нарушений норм материального и процессуального права кассационной инстанцией также не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.03.2002 и постановление апелляционной инстанции от 08.05.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3354/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Абразивный завод "Ильич" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Шевченко |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2002 г. N А56-3354/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника