Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июля 2002 г. N А26-5661/01-02-11/251 Если законно не установлен такой элемент налогообложения, как налоговая база, не может быть признан законно установленным и налог, а следовательно отсутствует обязанность по уплате налога, не подлежат взысканию также пени и санкции за нарушения

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 июля 2002 г. N А26-5661/01-02-11/251

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кочеровой Л.И., Кирейковой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2002 по делу N А26-5661/01-02-11/251 (судья Подкопаев А.В.),

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Костомукша Республики Карелия, правопреемником которой является Межрайонная Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 Республики Карелия (далее - налоговая инспекция), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании недоимки, пеней и налоговых санкций с предпринимателя Кривули Тамары Константиновны.

Решением суда от 11.04.2002 исковые требования удовлетворены частично: с предпринимателя взыскано 14 415 рублей недоимок, пеней и штрафных санкций. Во взыскании недоимки по единому налогу на вмененный доход за период с 21.07.2002 по 31.12.2000, соответствующих пеней и штрафных санкций отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Налоговая инспекция и предприниматель Кривуля Т.К. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства предпринимателем Кривулей Т.К. за период с 01.01.98 по 01.01.2001, о чем составлен акт от 16.04.2001 N 03-11/19. По результатам проверки вынесено решение от 14.05.2001 N 03-06/2969 о привлечении Кривули Т.К. к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налогов и пеней.

В ходе проверки установлено, что предприниматель Кривуля Т.К. неверно исчисляла единый налог на вмененный доход, что привело к его занижению.

Суд первой инстанции, согласившись с выявленными налоговой инспекцией нарушениями, взыскал недоимку за 1999 год и за период с 01.01.2000 по 20.07.2000, отказав во взыскании недоимки за период с 21.07.2000 по 31.12.2000 в связи с тем, что в указанный период единый налог на вмененный доход не считался законно установленным.

Законом Российской Федерации от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" налоги и сборы, взимаемые на территории Российской Федерации, дополнены новым региональным налогом.

Согласно статье 1 названного закона единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в том числе: сферы предпринимательской деятельности; размер вмененного дохода и составляющие формул расчета сумм единого налога; налоговые льготы; порядок и сроки уплаты единого налога.

Как следует из статьи 4 этого Закона объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц. Ставка налога установлена в размере 20 процентов вмененного налога (статья 5 названного закона).

Указанным законом также предусмотрено, что суммы единого налога рассчитываются с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также приведенного в пункте 2 его статьи 5 перечня 15 повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.

Согласно статье 6 Федерального закона N 148-ФЗ порядок исчисления единого налога определяется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и на основе формул расчета сумм единого налога для всех категорий налогоплательщиков, установленных статьей 5 этого закона.

Статья 20 Закона Республики Карелия от 28.12.99 N 384-ЗРК "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборов на территории Республики Карелия" как содержащая только 5 видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности вместо 15, установленных Федеральным законом N 148-ФЗ, постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 21.07.2000, признана не соответствующей Конституции Республики Карелия, ее статьям 2, 4, 12, 41, 42, в той мере, в которой ею не установлены значения иных (10) видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Этим же постановлением Конституционного Суда Республики Карелия Законодателю Республики Карелия предложено в трехмесячный срок привести положения статьи 20 Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборов на территории Республики Карелия" в соответствие с Федеральным законом N 148-ФЗ в части установления всех предусмотренных федеральным законом видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности и определить их значение. Одновременно в постановлении от 21.07.2000 указано, что суммы единого налога, излишне уплаченные налогоплательщиками за период с момента вынесения этого постановления, подлежат зачету в счет будущих налоговых платежей или возврату налогоплательщикам.

Постановление Конституционного Суда Республики Карелия не исполнено, положения статьи 20 Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборов на территории Республики Карелия" в трехмесячный срок не приведены в соответствие с Федеральным законом N 148-ФЗ в части установления всех предусмотренных федеральным законом видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.

Согласно положениям статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Поэтому суд первой инстанции правомерно признал, что если законно не установлен такой элемент налогообложения, как налоговая база, не может быть признан законно установленным и налог, и, следовательно, у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате такого налога.

Не подлежат взысканию также пени и санкции за нарушения, связанные с исчислением и уплатой такого налога.

При изложенных обстоятельствах у кассационной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

Суд кассационной инстанции проверил также законность решения в части, не являющейся предметом кассационного обжалования. В этой части решение соответствует нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражный суд Республики Карелия от 11.04.2002 по делу N А26-5661/01-02-11/251 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 Республики Карелия - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Т.В.Клирикова
Л.И.Кочерова

Г.Г.Кирейкова

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июля 2002 г. N А26-5661/01-02-11/251


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника