Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2002 г. N А56-1833/02 По иску благотворительного фонда к ИМНС о признании недействительным решения о начислении истцу недоимки по НДС при реализации лотерейных билетов и пеней, а также о предложении внести необходимые изменения в бухгалтерский учет

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июня 2002 г. N А56-1833/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Никитушкиной Л.Л. и Пастуховой М.В.,

при участии от общественного благотворительного фонда "Дайте ребенку шанс" Арешкина К.В. (доверенность от 18.02.02) и Смирновой Т.Е. (доверенность от 24.04.02), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Сургановой В.В. (доверенность от 15.01.01 N 04/853),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение от 26.02.02 (судьи Жбанов В.Б., Згурская М.Л., Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 25.04.02 (судьи Кадулин А.В., Петренко Т.И., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-1833/02,

установил:

Общественный благотворительный фонд "Дайте ребенку шанс" (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) от 03.01.02 N 24/129, принятого в результате камеральной проверки декларации истца по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 3-й квартал 2001 года.

Решением от 26.02.02 суд удовлетворил иск Фонда со ссылкой на то, что в силу статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) распространение лотерейных билетов не является реализацией товаров (работ, услуг), а следовательно, истец "не является плательщиком НДС по указанным операциям".

Апелляционная инстанция постановлением от 25.04.02 оставила решение суда без изменения, однако признала правомерным применение Фондом льготы, установленной подпунктом 8 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить указанные судебные акты, принятые, по ее мнению, вследствие неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. Налоговый орган считает, что реализация лотерейных билетов в силу пунктов 2-3 статьи 38 и пунктов 1, 3 статьи 39 НК РФ является объектом налогообложения, однако Фонд не вправе применять льготу, установленную подпунктом 8 пункта 3 статьи 149 НК РФ, так как не является организацией игорного бизнеса согласно статье 2 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (далее - Закон N 142-ФЗ).

В отзыве Фонд просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, указывая на то, что у него отсутствует обязанность по уплате НДС как в силу статей 39 и 146 НК РФ, так и в силу подпункта 8 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы жалобы, а представители Фонда просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая доводы ответчика неправомерными.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее,

Согласно акту от 06.12.01 N 128 ИМНС провела камеральную проверку представленной фондом декларации по НДС за 3-й квартал 2001 года, в результате чего признано неправомерным применение истцом при проведении лотерей льготы, установленной подпунктом 8 пункта 3 статьи 149 НК РФ, поскольку "Фонд не является организацией игорного бизнеса".

Решением от 03.01.02 N 24/129, принятым на основании материалов проверки, ИМНС начислила истцу 60 680 рублей недоимки по НДС и 3 141 рубль 62 копейки пеней, предложив внести необходимые изменения в бухгалтерский учет, а также привлекла Фонд к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 11 470 рублей штрафа.

Кассационная инстанция считает, что при вынесении решения ИМНС нарушены нормы налогового законодательства, а также права налогоплательщика.

В пункте 3 статьи 149 НК РФ приведен перечень операций, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации. Согласно подпункту 8 названной нормы к таким операциям относятся: проведение лотерей, организация тотализаторов и других, основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), организациями игорного бизнеса.

Налоговым кодексом РФ и другими законодательными актами о налогах и сборах не определено понятие "организация игорного бизнеса". Однако согласно статье 2 Закона N 142-ФЗ для целей этого Закона применяются понятия: "игорный бизнес" - предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение, а "игорное заведение" - предприятие, в котором на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места).

В силу названных норм следует различать понятия "проведение лотерей" и "организация тотализаторов и других, основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), организациями игорного бизнеса" как самостоятельные операции, которые не подлежат налогообложению на основании подпункта 8 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 149 НК РФ перечисленные в этой статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приведенная норма консолидируется с положениями статьи 2 Закона N 142-ФЗ и статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации. По смыслу последней нормы к организаторам лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и лица, получившие от уполномоченного государственного или муниципального органа разрешения - лицензии.

Вместе с тем согласно статье 15 Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" одним из источников формирования имущества благотворительной организации является проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Устав Фонда соответствует положениям названной нормы (листы дела 17-26).

Поскольку в 3-м квартале 2001 года истец проводил лотереи на основании лицензии серии ЛП СПб N 13694/2000, выданной Лицензионной палатой Санкт-Петербурга на осуществление деятельности по организации и проведению местных лотерей с 28.12.2000 по 28.12.03 (лист дела 16), Фонд обоснованно применил в указанный период льготу, установленную подпунктом 8 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

При таких обстоятельствах суд правомерно решением от 26.02.02 признал недействительным решение ИМНС от 03.01.02 N 24/129, принятое с нарушением прав Фонд и положений подпункта 8 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а принятые по делу судебные акты считает законными.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение от 26.02.02 и постановление апелляционной инстанции от 25.04.02 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-1833/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Н.В.Троицкая
Л.Л.Никитушкина

М.В.Пастухова

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2002 г. N А56-1833/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника