Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 августа 2002 г. N А42-2439/02-23 Предприятие правомерно использовало льготу по налогу на прибыль, поскольку надбавки к заработной плате, предусмотренные за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются в себестоимость продукции в составе затрат на оплату труда

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 августа 2002 г. N А42-2439/02-23

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кузнецовой Н.Г., Ломакина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области на решение от 01.04.2002 (судья Янковая Г.П.) и постановление апелляционной инстанции от 04.06.2002 (судьи Драчева Н.И., Востриков К. А., Спичак Т.Н.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-2439/02-23,

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с муниципального унитарного производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (далее - предприятие) 5612 руб. штрафов за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 120, пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда от 01.04.2002 исковые требования удовлетворены в части взыскания с предприятия 612 руб. штрафов, в том числе 512 руб. штрафов по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость и налога с продаж, 100 руб. штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление требованию налогового органа документов, необходимых для проведения налоговой проверки. В остальной части в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 04.06.2002 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку соблюдения предприятием законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.99 по 31.12.99, о чем составлен акт от 15.08.99 N 434. В ходе проверки, в частности, установлено, что ответчик при отнесении заработной платы на себестоимость продукции (работ, услуг) неправомерно применил районный коэффициент 1,5, установленный постановлением администрации Мурманской области от 27.01.92 N 64, тогда как применению подлежал коэффициент 1,4, установленный совместным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.64. Поскольку данное нарушение не повлекло занижения налоговой базы, оно квалифицировано налоговым органом по пункту 1 статьи 120 НК РФ.

По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 06.09.2001 N 02-08/5/4478, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности в виде 5000 руб. штрафа по пункту 1 статьи 120 НК РФ, 512 руб. штрафов по пункту 1 статьи 122 НК РФ, 100 руб. штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ.

Поскольку штрафы не уплачены предприятием в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась в суд с иском об их взыскании.

Отказывая в иске в части взыскания 5000 руб. штрафа по пункту 1 статьи 120 НК РФ, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 N 2116-1 перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются по федеральным законом. До принятия соответствующего федерального закона при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (далее - Положение о составе затрат), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства, включая материальные затраты и расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Пунктом 7 Положения о составе затрат установлено, что в элементе "Затраты на оплату труда" отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, при этом в состав затрат на оплату труда включаются выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе: выплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимые в соответствии с действующим законодательством; надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.

Следовательно, в себестоимость продукции включаются выплаты по районным коэффициентам, производимые в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.91 N 76 исполнительным комитетам областных Советов народных депутатов предоставлено право устанавливать по согласованию с соответствующими профсоюзными органами районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (территории субъекта Российской Федерации) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

На основании данного постановления администрацией Мурманской области издано постановление от 27.01.92 N 64 "О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих Мурманской области", которым для рабочих и служащих всех предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Мурманской области, установлен районный коэффициент к заработной плате, равный 1,5, и указано, что выплата надбавок к заработной плате по районному коэффициенту осуществляется за счет средств предприятий и организаций.

Правомерность установления на территории Мурманской области единого районного коэффициента к заработной плате также подтверждена Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Статьей 10 данного Закона предусмотрено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 утверждено Положение о составе затрат, в соответствии с которым в состав затрат на оплату труда включаются выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе выплаты по районным коэффициентам, производимые в соответствии с действующим законодательством.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 01.09.92 N 653 установлено, что для предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляющих свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, выплаты по районному коэффициенту включаются в затраты на оплату труда в соответствии с Положением о составе затрат. Для учреждений же и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, указанные выплаты производятся за счет средств, предусмотренных по сметам на их содержание.

В связи с изложенным предприятие обоснованно отнесло на себестоимость продукции выплаты к заработной плате исходя из размера районного коэффициента 1,5, установленного постановлением администрации Мурманской области от 27.01.92 N 64 "О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих Мурманской области" в пределах полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации.

Данное постановление является нормативным актом, обязательным для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Мурманской области. Поэтому предприятие обязано было при начислении и выплате заработной платы своим работникам применить районный коэффициент в размере 1,5, то есть выплата коэффициента в указанном размере осуществляется не по собственному усмотрению, а во исполнение нормативного акта субъекта Российской Федерации.

Кроме того, указание в пункте 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.91 N 76 на то, что затраты по выплате районных коэффициентов к заработной плате осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов означает, что денежные средства на эти цели не будут выделяться из республиканского бюджета РСФСР. При этом в названном постановлении не уточнено, что понимается под "средствами предприятий и организаций": все средства предприятий и организаций или только остающиеся в их распоряжении после уплаты налогов. В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ сомнения, противоречия и неясности применения названной нормы толкуются в пользу налогоплательщика.

В то же время в принятых спустя год постановлениях Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 и от 01.09.92 N 653 указан источник компенсации предприятиям и организациям выплат районных коэффициентов к заработной плате - включение выплаченных сумм районных коэффициентов в себестоимость продукции в составе затрат на оплату труда. Названные документы не содержат никаких условий или ограничений отнесения выплаченных организациями работникам районных коэффициентов к заработной плате на себестоимость продукции.

Таким образом, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

В необжалуемой части судебных актов оснований для их отмены или изменения также не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение от 01.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 04.06.2002 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-2439/02-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Л.Л. Никитушкина
Н.Г. Кузнецова

С.А. Ломакин

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 августа 2002 г. N А42-2439/02-23


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника