Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2002 г. N А42-1445/02-15 Общество правомерно использовало льготу по налогу на прибыль, поскольку надбавки к заработной плате, предусмотренные за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются в себестоимость продукции в составе затрат на оплату труда

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 августа 2002 г. N А42-1445/02-15

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего судьи Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Корабухиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области на решение от Арбитражного суда Мурманской области от 23.04.2002 по делу А42-1445/02-15 (судья Евтушенко О.А.),

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Международный Кольский промышленный сервис" (далее - общество) 15 218 руб. налоговых санкций.

Решением суда от 23.04.2002 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и удовлетворить иск.

Представители сторон, в установленном порядке извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения.

Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах с 01.01.98 по 31.03.2001, по результатам которой составлен акт от 12.10.2001 N 524 и вынесено решение от 29.10.2001 N 02-08/5/5266 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пунктам 2 и 3 статьи 120 Налогового Кодекса Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что общество включало в состав расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), расходы по оплате труда с применением повышенного районного коэффициента.

Налоговая инспекция полагает, что поскольку затраты на выплату заработной платы с учетом коэффициента осуществляются из собственных средств предприятия, то эти затраты не могут относиться на себестоимость.

Законом Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в редакции, действовавшей в проверяемый период, определено, что районные коэффициенты к заработной плате устанавливаются законодательным органом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.91 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (далее - Постановление N76) представительным органам субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими профсоюзными органами предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций и бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

На основании этого постановления главой администрации Мурманской области издано постановление от 27.01.92 N 64 "О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих Мурманской области", согласно которому для рабочих и служащих всех предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Мурманской области, к заработной плате установлен районный коэффициент, равный 1,5. При этом выплата надбавок к заработной плате по районному коэффициенту осуществляется за счет средств предприятий и организаций.

Действующее законодательство регулирует вопрос установления районных коэффициентов на федеральном и региональном уровне. На федеральном уровне действует законодательство бывшего Союза ССР, а также постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.92 N 868 (далее - Постановление N 868), а на региональном - постановление администрации Мурманской области от 27.01.92 N64. Постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.91 N 76 (далее - Постановление N76) дает полномочия на установление районных коэффициентов в рамках, установленных на федеральном уровне.

На территории Мурманской области действующим Постановлением N 868 установлен коэффициент 1,80. Постановлением Госкомтруда СССР от 04.09.64 N 380/П-18 и постановлением ВЦСПС от 04.09.64 N 380/П-18 районный коэффициент установлен 1,40. Таким образом, федеральным законодательством в Мурманской области установлены рамки коэффициента от 1,40 до 1,80.

Пункт 13 Постановления N76 дает право региональным властям устанавливать собственный коэффициент в рамках действующего на федеральном уровне. Постановление N 76 соответствует действующей Конституции Российской Федерации, в частности статьям 71 и 78, по делегированию полномочий в сфере установления районного коэффициента.

Поэтому коэффициент 1,50, установленный Постановлением N 64 в рамках делегированных полномочий, абсолютно законен и не является повышенным.

Доводы Инспекции о том, что этот коэффициент является повышенным и затраты на него должны направляться из чистой прибыли общества, несостоятелен.

В соответствии с пунктом 13 Постановления N 76 затраты на указанные коэффициенты осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов. Указанная норма означает, что данные затраты не будут финансироваться из федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 7 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются в себестоимость продукции в составе затрат на оплату труда.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.09.92 N 653 установлено, что для предприятий и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляющих свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам включаются в затраты на оплату труда в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке финансовых результатов учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552. Для учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, указанные выплаты производятся за счет средств, предусмотренных по сметам на их содержание, а в случае их недостаточности - за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, законодательство прямо указывает на то, что данные расходы относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

Указание в постановлении Совета Министров Российской Федерации от 04.02.91 N 76 на то, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, не противоречит приведенному законодательству, так как не исключает отнесение указанных затрат на себестоимость. Понятие "средства предприятия" не идентично понятию "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия".

Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный Суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.04.2002 по делу N А42-1445/02-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кировску Мурманской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

М.В. Пастухова
А.В. Асмыкович

Л.И. Корабухина

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2002 г. N А42-1445/02-15


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника