Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2002 г. N А05-4270/02-263/10 По иску ИМНС к МУП о взыскании штрафов за неудержание и неперечисление подоходного налога, грубое нарушение организацией правил учета доходов налогоплательщиков, а также штрафа за непредставление налоговым агентом в установленный срок в налоговый орган документов и иных сведений о налогоплательщиках

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 августа 2002 г. N А05-4270/02-263/10

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Ломакина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Онеге Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.05.02 по делу N А05-4270/02-263/10 (судья Пигурнова Н.И.),

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Онеге Архангельской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Верхнеозерское ЖКХ" (далее - Предприятие) о взыскании 18 249 руб. штрафов, предусмотренных статьей 22 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", пунктом 1 статьи 120, статьей 123 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неисполнение обязанностей налогового агента.

Решением от 06.05.2002 исковые требования удовлетворены частично. Суд отказал налоговому органу во взыскании штрафа по пункту 1 статьи 120 НК РФ в сумме 5 000 руб., указав, что по смыслу норм статьи 120 НК РФ установленная в них ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения применяется только к организации-налогоплательщику. На налоговых агентов действие указанной нормы не распространяется. Суд также пришел к выводу, что карточка формы N 1-НДФЛ к первичным документам не относится.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 06.05.2002 в отказанной части исковых требований и удовлетворить иск в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит правовых оснований для его отмены.

Как видно из материалов дела, 15.01.2002 налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности удержания и перечисления в бюджет подоходного налога (налога с доходов физических лиц) Предприятием как налоговым агентом за период с 22.12.99 по 15.01.2002.

В ходе проверки выявлен ряд нарушений, в том числе "грубое нарушение налоговым агентом правил учета доходов налогоплательщиков, объектов налогообложения, выразившееся в отсутствии первичных документов налогового учета - формы N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" за 2001 год - в течение одного налогового периода".

Решением от 22.02.2002 N 05-06/1824 Предприятие привлечено к ответственности, в том числе по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 5 000 руб. штрафа за вышеназванное нарушение.

В связи с неисполнением Предприятием требования о добровольной уплате штрафа в срок до 04.03.2002, налоговым органом направлен иск в арбитражный суд о взыскании штрафа в принудительном порядке.

Суд отказал во взыскании штрафа, наложенного на Предприятие на основании пункта 1 статьи 120 НК РФ, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.

Одновременно статьей 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

В целях реализации положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" утверждены, как указано в самом приказе, две формы отчетности.

- форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (с приложением о порядке ее заполнения);

- форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год" (с приложением о порядке ее заполнения и представления).

Налоговая карточка содержит персональную информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.

Указанная карточка заполняется на основании первичных документов организации - налогового агента, подтверждающих получение физическим лицом налогооблагаемого дохода.

Таким образом, из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах.

Ввиду отсутствия названных карточек за 2001 год налоговая инспекция привлекла Предприятие к ответственности по пункту 1 статьи 120 НК РФ.

Между тем, пунктом 1 статьи 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 этой же статьи.

В пункте 2 названной статьи установлена ответственность за те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, а по пункту 3 статьи 120 НК РФ наступает ответственность за те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы.

При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Поскольку глава 23 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит понятия первичных документов, кассационная инстанция, руководствуясь пунктом 1 статьи 11 НК РФ, применяет понятие "первичные документы", приведенное в Законе Российской Федерации "О бухгалтерском учете".

Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" под первичными документами понимаются оправдательные документы, которыми должны оформляться все хозяйственные операции, проводимые организацией. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Как правильно указал суд первой инстанции, первичными документами, подтверждающими выплату Предприятием доходов физическим лицам, в частности, заработной платы своим работникам, являются ведомости на выплату заработной платы, расходные кассовые ордера.

На основании первичных документов бухгалтерского учета налоговый агент заполняет налоговую карточку формы N 1-НДФЛ.

Учитывая изложенное, форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" не относится к первичным документам, отсутствие которых подпадает под понятие "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", приведенное в пункте 3 статьи 120 НК РФ.

Кассационная инстанция считает также правильным вывод суда о том, что нормы статьи 120 НК РФ не распространяются на налоговых агентов, на что прямо указано в абзаце третьем пункта 3 статьи 120 НК РФ.

Таким образом, поскольку совершенное Предприятием налоговое правонарушение не подпадает под действие статьи 120 НК РФ, жалоба налоговой инспекции подлежит отклонению.

Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.05.2002 по делу N А05-4270/02-263/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Онеге Архангельской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Н.Г.Кузнецова
В.В.Дмитриев

С.А.Ломакин

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2002 г. N А05-4270/02-263/10


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника