Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 августа 2002 г. N А13-1348/02-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Закордонской Е.П. и Бухарцева С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Вологодское авиапредприятие" и Инспекции по Вологодскому району Вологодской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение от 16.04.02 (судьи Осокина Н.Н., Маганова Т.В., Богатырева В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 07.06.02 (судьи Хвостов Е.А., Чельцова Н.С., Ковшикова О.С.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-1348/02-11,
установил:
Открытое акционерное общество "Вологодское авиапредприятие" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском о признании недействительным решения Инспекции по Вологодскому району Вологодской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 28.12.01 N 16 в части начисления 351 533 руб. 37 коп. налога с продаж, соответствующей суммы пеней и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 16.04.02 иск удовлетворен частично. Решение налоговой инспекции признано недействительным в части начисления Предприятию 55 581 руб. 56 коп. налога с продаж, соответствующей суммы пеней и 11 116 руб. 31 коп. штрафа.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.06.02 решение частично отменено в отклоненной части исковых требований. Данным постановлением указанное решение налоговой инспекции также признано недействительным и в части взыскания 59 204 руб. 69 коп. штрафа. В остальной части решение суда первой инстанции от 16.04.02 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение и постановление суда, считая, что налог с продаж не был законно установлен, поэтому его взыскание неправомерно.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление, принятые по настоящему делу, ссылаясь на правомерность взыскания с Предприятия штрафа. Налоговый орган указывает на то обстоятельство, что Предприятие удерживало налог с продаж со стоимости реализованных авиабилетов, но в бюджет удержанные суммы не перечисляло.
Предприятие и налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие истца и ответчика.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку Предприятия по вопросу правильности исчисления, удержания и уплаты налога с продаж за период с 01.01.99 по 30.06.01. По результатам проверки составлен акт от 05.12.01 N 16 и вынесено решение от 28.12.01 N 16. Данным решением налогоплательщику доначислено 361 873 руб. 52 коп. налога с продаж, 146 256 руб. 31 коп. пеней, Предприятие также привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса ПРФ в виде взыскания 71 733 руб. 73 коп. штрафа. Истец оспорил в судебном порядке решение налоговой инспекции частично.
При проверке налоговый орган установил, что сумма налога с продаж, подлежащая уплате в бюджет за период с марта по декабрь 1999 года и за 2000 год по данным бухгалтерского учета, не совпадает с суммой налога с продаж, подлежащей уплате в бюджет по данным, представленным Предприятием в налоговых декларациях за этот же период. В результате в бюджет за этот период не доплачено 82 724 руб. 82 коп. указанного налога (приложение N 1 к акту проверки).
При проведении проверки налоговой инспекцией также установлено, что Предприятие с сентября по декабрь 2000 года и с января по июнь 2001 года реализовало авиабилеты в кассах, находящихся в городах Вологде, Великом Устюге, Кичменском городке, Вытегре, Череповце и Москве, на сумму 12 283 913 руб. 50 коп. С этой суммы не был исчислен и уплачен налог с продаж. Налоговая инспекция начислила истцу по этому эпизоду 279 148 руб. 70 коп. налога с продаж (приложение N 2 к акту проверки).
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что суд первой инстанции правомерно отклонил ссылки Предприятия на противоречия между пунктом 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 2 Закона Вологодской области "О налоге с продаж".
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.01 N 2-П, принятом по результатам рассмотрения вопроса о конституционности законодательства о налоге с продаж указано, что проверка вопроса, касающегося установления ставки налога на основании федерального закона, как и проверка соответствия закона субъекта Российской Федерации федеральному закону, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Проверка Закона Вологодской области "О налоге с продаж" на соответствие Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не производилась. Закон Вологодской области не признан недействующим. Поэтому Предприятие было обязано исчислить и уплатить налог с продаж при реализации авиабилетов на территории Вологодской области.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что жалоба Предприятия удовлетворению не подлежит.
Налоговая инспекция в кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционной инстанции, считая, что ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату сумм налога с продаж в результате занижения налоговой базы применена к Предприятию правомерно. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.01 N 2-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.07.98 "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 55 (часть 3) и 57, положения частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.07.98) как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж. При этом в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации отмечено, что "указанные положения должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и во всяком случае утрачивают силу не позднее 1 января 2002 года". Таким образом, положения пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы" не утратили силу до 01.01.02, на что прямо указано в названном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.01 N 2-П включение налога с продаж в перечень региональных налогов признано не противоречащим Конституции Российской Федерации. Поэтому налог с продаж подлежал уплате на территории Вологодской области.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации констатировал отсутствие в законодательстве необходимой полноты и определенности правового регулирования налога с продаж. В частности, из мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.01 N 2-П следует, что законодатель не обеспечил установления четких параметров объекта налогообложения, определения исчерпывающим и недискриминирующим образом круга плательщиков этого налога.
Поэтому кассационная коллегия считает правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что в связи с неопределенностью норм законодательства, регулирующих уплату налога с продаж, в данном случае отсутствует вина налогоплательщика, как обязательный элемент состава налогового правонарушения (пункт 6 статьи 108, пункт 2 статьи 109, статья 110 Налогового кодекса Российской Федерации). Следовательно, апелляционная инстанция правомерно признала недействительным решение налоговой инспекции в части взыскания с Предприятия штрафных санкций.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 16.04.02 и постановление апелляционной инстанции от 07.06.02 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-1348/02-11 оставить без изменения, а кассационные жалобы открытого акционерного общества "Вологодское авиапредприятие" и Инспекции по Вологодскому району Вологодской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А.Корпусова |
С.Н.Бухарцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2002 г. N А13-1348/02-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника