Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 августа 2002 г. N А21-1542/02-С1
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 августа 2002 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кузнецовой Н.Г., Ломакина С.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Медико-технический центр "Аквамед" Семенова А.А. (директор, приказ от 28.06.99), Мищенко С.А. (доверенность от 07.05.2002 б/н),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградскому району города Калининграда на решение от 11.04.2002 (судьи Карамышева Л.П., Лузанова З.Б., Можегова Н.А.) и постановление апелляционной инстанции от 05.06.2002 (судьи Гелеверя Т.А., Мялкина А.В., Приходько Е.Ю.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-1542/02-С1,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Медико-технический центр "Аквамед" (далее - ООО МТЦ "Аквамед", общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградскому району города Калининграда (далее - налоговая инспекция) от 08.01.2002 N 2305/2001/5а в части доначисления налога на прибыль, налога на имущество и сбора на содержание милиции, начисления пеней, а также привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Налоговая инспекция заявила встречный иск о взыскании с ООО МТЦ "Аквамед" 7 486,45 руб. налоговых санкций.
Решением суда от 11.04.2002 исковые требования общества удовлетворены в полном объеме, иск налоговой инспекции удовлетворен в части взыскания с ООО МТЦ "Аквамед" 587,29 руб. штрафа.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.06.2002 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление в части удовлетворения исковых требований общества и взыскать с него 7 486,45 руб. налоговых санкций, указывая на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права.
Налоговая инспекция, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направила, в связи с чем спор рассмотрен в его отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.
Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения ООО МТЦ "Аквамед" законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.98 по 30.09.2001, в ходе которой выявила ряд нарушение, отраженных в акте от 13.12.2001 N 2305/2001/353.
В частности, налоговый орган установил, что в проверяемом периоде по данным налогоплательщика общая численность его работников составляла 4 человека, из которых 2 - работники-инвалиды. В связи с этим общество использовало льготы по налогам на прибыль, на имущество и по сбору на содержание милиции. Однако, по мнению налоговой инспекции, ООО МТЦ "Аквамед" необоснованно не включало в среднесписочную численность работников двух предпринимателей, работавших в обществе по гражданско-правовым договорам, что привело к неправомерному использованию налоговых льгот и занижению перечисленных налогов.
На основании материалов проверки налоговая инспекция вынесла решение от 08.01.2002 N 2305/2001/5а о доначислении ООО МТЦ "Аквамед" налогов и сборов, начислении пеней и привлечении его к налоговой ответственности за неполную уплату налогов по пункту 1 статьи 122 НК РФ и в тот же день направила налогоплательщику требование об уплате налогов, пеней и штрафов в срок до 12.01.2002.
Общество не согласилось с выводами налогового органа и оспорило решение в арбитражный суд.
По мнению истца, предприниматели не должны включаться в расчет среднесписочной численности его работников, и, следовательно, применение им льготы обоснованно.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами налогоплательщика, указав, что лица, работающие на предприятиях, учреждениях, организациях по договорам гражданско-правового характера, включаются в среднюю численность работников. Однако введенные законодательством, регулирующим *порядок применения льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество и сбору на содержание милиции, понятия "среднесписочная численность работников" и "общая списочная численность работников", не совпадают с термином "средняя численность работников". В связи с этим суды признали необоснованным доначисление налоговой инспекцией указанных налогов и сборов и отказали налоговому органу во взыскании штрафов по ним.
Суд кассационной инстанции считает решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций неправильными и подлежащими отмене в части удовлетворения исковых требований ООО МТЦ "Аквамед".
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон "О налоге на прибыль") ставки налога на прибыль понижаются на 50 процентов, если от общего числа работников предприятия инвалиды составляют не менее 50 процентов.
В соответствии с пунктом "и" статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" данным налогом не облагается имущество общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников.
Из пункта 5.2 Положения о местных налогах и сборах, утвержденного решением городской Думы города Калининграда от 20.10.94 N 30, следует, что от уплаты целевого сбора на содержание милиции освобождаются в том числе предприятия, учреждения и организации, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работающих.
Таким образом, из приведенных норм видно, что льготы по перечисленным налогам предоставляются предприятиям, организациям, в общей численности работников которых инвалиды составляют не менее 50 процентов. Причем во втором абзаце пункта 2 статьи 6 Закона "О налоге на прибыль" указано, что при определении права на получение льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. Следовательно, в силу этого Закона в среднесписочную численность работников предприятия не включаются только инвалиды, работающие по совместительству и договорам гражданско-правового характера, а остальные лица, работающие на предприятии на том же основании входят в состав среднесписочной численности.
Исходя из этого следует признать правильными выводы налоговой инспекции о том, что в общей численности работников общества инвалиды составляют менее 50 процентов, в связи с чем ООО МТЦ "Аквилон" использовало льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и сбору на содержание милиции необоснованно.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 05.06.2002 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-1542/02-С1 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградскому району города Калининграда от 08.01.2002 N 2305/2001/5а и отказа во встречном иске.
В иске о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградскому району города Калининграда от 08.01.2002 N 2305/2001/5а в части начисления за 1999-2000 годы налога на прибыль, налога на имущество и сбора на содержание милиции, соответствующих пеней и штрафов отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Медико-технический центр "Аквамед" 6 899,16 руб. штрафов в бюджет.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Медико-технический центр "Аквамед" в бюджет 2649руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Л.Л.Никитушкина |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 августа 2002 г. N А21-1542/02-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника