Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2002 г. N А26-5747/01-02-03/364 О признании недействительным решения налоговой инспекции в части взыскания недоимки по НДС, пеней и штрафа

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 августа 2002 г. N А26-5747/01-02-03/364

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Ветошкиной О.В. и Почечуева И.П.,

при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Сегежабумпром" - Балышева Д.М. (доверенность от 19.10.01 N 25-15),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 2 по Республике Карелия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.05.02 по делу N А26-5747/01-02-03/364 (судьи Одинцова М.А., Гарист С.Н., Зинькуева И.А.),

установил:

Открытое акционерное общество "Сегежабумпром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о признании недействительным решения Межрайонной инспекции N 2 по Республике Карелия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 04.07.01 N 73/06 в части взыскания 1 493 157 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), пеней и 298 631 руб. штрафа. Истец частично отказался от иска.

Решением от 22.05.02 иск удовлетворен частично. В части отказа истца от иска производство по делу прекращено. Решение налоговой инспекции признано недействительным в части взыскания 133 592 руб. штрафа, 667 960 руб. НДС и 307 930 руб. пеней. В остальной части иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом нормы пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и пункта 22 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации N 39 "О порядке исчисления и уплаты НДС".

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросу правильности исчисления налога на добавленную стоимость за период с января 2000 года по февраль 2001 года. По результатам проверки составлен акт от 19.06.01 N 84/06 и вынесено решение от 04.07.01 N 73/06.

По первому эпизоду дела (пункт 2.4.1 акта проверки, лист дела 10) налоговая инспекция доначислила обществу 667 960 руб. НДС по экспорту. Налоговый орган включил в налогооблагаемый оборот по внутреннему рынку стоимость товаров, отгруженных на экспорт по грузовым таможенным декларациям NN 03401/01080/001083 и 03401/29079/001067, в связи с неподтверждением экспорта в установленном порядке. При этом из акта проверки следует, что экспорт не подтвержден вследствие непоступления валютной выручки.

Кассационная инстанция считает, что суд правомерно признал решение налогового органа недействительным в этой части.

В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает на то, что поскольку экспорт не подтвержден в течение 180 дней с даты выпуска товаров таможней, стоимость отгруженных товаров должна включаться в оборот, облагаемый НДС, по внутреннему рынку на 181 день после даты вывоза товаров. Кассационная инстанция считает позицию налогового органа противоречивой и не соответствующей действующему законодательству.

Поскольку общество не подтвердило факт экспорта товара в установленном порядке, следует рассматривать его реализацию как реализацию на внутреннем рынке. По настоящему делу экспорт не подтвержден в связи с непоступлением валютной выручки за товар. Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" объектом обложения НДС являются "обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг".

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость. В облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Как следует из статьи 8 названного Закона, датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждениях банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу. Для предприятий, которым разрешено определять срок реализации по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг), датой совершения оборота считается их отгрузка (выполнение) и предъявление расчетных документов.

Согласно принятой учетной политике (по оплате) истец определяет дату совершения оборота по поступлению денежных средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждениях банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлению выручки в кассу. Этот факт отражен в акте налоговой проверки от 19.06.01 N 84/06 (лист дела 7).

При проведении проверки налоговая инспекция установила, что общество не получило выручку за товары, отгруженные по грузовым таможенным декларациям NN 03401/01080/001083 и 03401/29079/001067.

Поскольку отсутствуют обороты по реализации товаров, отсутствует и облагаемая НДС база. Таким образом, налоговая инспекция неправомерно доначислила обществу НДС по этому эпизоду.

Включение в облагаемый НДС оборот стоимости товаров на 181 день после их отгрузки в случае неподтверждения экспорта установлено приказом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29.12.97 N АП-3-03/252. Названным приказом внесены дополнения в пункт 39 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39. Эти дополнения в названную Инструкцию признаны незаконными (недействующими) решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.99 N ГКПИ 99-428.

Таким образом, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.05.02 по делу N А26-5747/01-02-03/364 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 2 по Республике Карелия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

О.А. Корпусова
О.В. Ветошкина

И.П. Почечуев

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2002 г. N А26-5747/01-02-03/364


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника