Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2002 г. N А05-4223/02-260/10 О признании недействительным постановления налоговой инспекции о наложении взыскания в виде штрафа за неоприходование в кассу денежной наличности, так как налоговым органам не предоставлено право проверки соблюдения организациями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 августа 2002 г. N А05-4223/02-260/10

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В., Асмыковича А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.05.02 по делу N А05-4223/02-260/10 (судьи Пигурнова Н.И., Полуянова Н.М., Шадрина Е.Н.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Даман" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о признании недействительным постановления от 27.03.02 N АЯ-15/3 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) о наложении взыскания в виде 4593 руб. 39 коп. штрафа за неоприходование в кассу денежной наличности.

Решением суда от 07.05.02 иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое об отказе Обществу в иске. Податель жалобы указывает на то, что налоговый орган вправе самостоятельно проводить проверку соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Кроме того, Инспекция считает, что факт неоприходования в кассу денежной наличности подтверждается материалами дела.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, на основании акта проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением, от 19.03.02 Инспекция постановлением от 27.03.02 N АЯ-15/3 привлекла Общество к административной ответственности в виде штрафа в сумме 4593 руб. 39 коп. (1531 руб. 13 коп. х 3) за неоприходование в кассу денежной наличности 01.02.02, 03.02.02, 23.02.02, 26.02.02, 09.03.02. В части неоприходования денежной наличности, полученной 22.01.02 и 25.01.02, на сумму 150 руб. производство по делу об административном правонарушении прекращено за истечением сроков привлечения к административной ответственности.

Общество, не согласившись с принятым постановлением, обратилось в суд с иском о признании его недействительным.

Удовлетворяя иск, суд указал, что в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (далее - Указ N 1006). Кроме того, по мнению суда, налоговые органы не вправе производить проверки, предусмотренные Указом N 1006.

Выводы суда соответствуют действующему законодательству и не противоречат имеющимся в деле доказательствам.

Согласно пункту 9 Указа N 1006 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение штрафов, предусмотренных этим Указом, производится налоговыми органами по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

В соответствии с пунктом 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации N 14-П проверка соблюдения порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью осуществляется учреждениями банков. Материалы проверок оформляются справкой по форме 0408026. При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы Государственной налоговой службы Российской Федерации для принятия в отношении предприятий мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью.

По смыслу указанных положений налоговым органам не предоставлено право проверки соблюдения организациями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Пунктом 27 Письма Центрального банка Российской Федерации от 22.09.93 N 40 "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации" предусмотрено, что сумма выданных денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, признается недостачей. Неоприходование денежных средств - это наличие в кассе денежных средств, не подтвержденных приходными ордерами.

Как установлено судом, на все суммы, полученные за проданный товар, были пробиты чеки с применением ККМ по мере поступления выручки, а расхождение данных фискальных отчетов и данных журнала кассира-операциониста и кассовой книги за проверенный налоговым органом период явилось результатом нарушения работниками истца порядка отражения в бухгалтерской отчетности сумм, возвращенных покупателям по расторгнутым договорам купли-продажи.

В связи с этим суд сделал правильный вывод об отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решение арбитражного суда считает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.05.02 по делу N А05-4223/02-260/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Г.Г. Кирейкова
Т.В. Клирикова

А.В. Асмыкович

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2002 г. N А05-4223/02-260/10


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника