Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июля 2002 г. N А26-1612/02-02-03/70 По иску ИМНС о взыскании с ООО штрафов за непредставление в срок расчетов по налогу и налоговых деклараций

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 июля 2002 г. N А26-1612/02-02-03/70

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.04.2002 по делу N А26-1612/02-02-03/70 (судья Одинцова М.А.),

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Переход" (далее - ООО "Переход", общество) 450 руб. штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда от 22.04.2002 исковые требования налоговой инспекции удовлетворены частично. С общества взыскано 100 руб. штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ и 100 руб. штрафа по пункту 1 статьи 126 Кодекса. В остальной части иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в части отказа в исковых требованиях и взыскать с ООО "Переход" налоговые санкции в полном объеме. Податель жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права - статьи 80 НК РФ, вводящей понятие "налоговая декларация", и статей 119 и 126 НК РФ.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.

Налоговая инспекция в ходе камеральной проверки поданных ООО "Переход" деклараций и расчетов за шесть месяцев 2001 года по налогам с продаж, на добавленную стоимость, на прибыль, на имущество, на пользователей автомобильных дорог и единого социального налога, оформленной актом от 26.11.2001 N 51-05/548, установила нарушение обществом срока представления этих расчетов и деклараций.

На основании материалов проверки налоговый орган вынес решение от 11.02.2002 N 5.1-05/135 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление расчета по налогу на имущество в виде 100 руб. штрафа, а также по пункту 1 статьи 126 НК РФ за несвоевременное представление бухгалтерского баланса и формы 2 за шесть месяцев 2001 года, расчетов и деклараций по остальным налогам в виде 350 руб. штрафа.

Поскольку ООО "Переход" не уплатило налоговые санкции, налоговая инспекция обратилась в суд с иском об их взыскании.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, отказал налоговому органу во взыскании с общества 250 руб. штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ за несвоевременное представление деклараций и расчетов по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу и налогу на пользователей автомобильных дорог, указав, что ответственность за это правонарушение наступает по статье 119 НК РФ.

Обжалуя решение суда в кассационной жалобе, истец указал, что ООО "Переход" фактически не осуществляет финансово-хозяйственной деятельности и поэтому представляет в налоговую инспекцию "нулевые расчеты" практически по всем налогам. В этих расчетах отсутствуют сведения о доходах и расходах, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, поэтому они не соответствуют понятию "налоговая декларация", установленному пунктом 1 статьи 80 НК РФ и в связи с этим ответственность за непредставление таких документов должна квалифицироваться по пункту 1 статьи 126 Кодекса.

Суд кассационной инстанции считает решение суда правильным и не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.

Причем нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено освобождение налогоплательщика от обязанности представлять в налоговый орган декларации по налогам в случае, если он фактически не ведет хозяйственной деятельности и в связи с этим отсутствует база для исчисления налогов.

Судом первой инстанции установлено, что ООО "Переход" как юридическое лицо является плательщиком, в частности налогов на добавленную стоимость, на прибыль, на пользователей автомобильных дорог, единого социального налога и налога с продаж.

Пунктом 5 статьи 174 НК РФ предусмотрено, что плательщики налога на добавленную стоимость обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Абзацем 2 пункта 6 этой же статьи установлено, что налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Из статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" следует, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы расчеты по налогу на прибыль в сроки, установленные для квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Кроме того, из указанной статьи также следует, что в расчетах по налогу на прибыль содержатся сведения о сумме налога, подлежащего уплате, льготах по налогу и иные данные, соответствующие сведениям, указываемым в налоговой декларации, поэтому квартальный расчет по налогу на прибыль является налоговой декларацией.

В соответствии с пунктом 42 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "О порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, поступающих в дорожные фонды" от 04.04.2000 N 59 налогоплательщики обязаны ежеквартально представлять декларацию с указанием суммы налога на пользователей автомобильных дорог в срок, установленный для представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 3 статьи 243 НК РФ налогоплательщик обязан не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представить в налоговый орган расчет по единому социальному налогу, содержащий сведения о суммах исчисленных и уплаченных налоговых платежей, то есть фактически расчет по единому социальному налогу является налоговой декларацией.

Расчеты по налогу с продаж, установленные разделом 4 Закона Республики Карелия "О республиканских налогах (налоговых ставках) и сборах на территории Республики Карелия", также соответствуют понятию налоговой декларации.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговый орган неправильно применил к налогоплательщику ответственность за непредставление налоговых деклараций по пункту 1 статьи 126 НК РФ, поскольку такая ответственность установлена статьей 119 указанного Кодекса.

Кассационная инстанция отклоняет довод налогового органа о том, что в связи с отсутствием в декларациях сведений о подлежащей уплате суммы налогов, их следует рассматривать как расчеты.

Как следует из текста пункта 1 статьи 80 НК РФ, в налоговой декларации указываются не только сведения о полученных доходах и произведенных расходах, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, но и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Следовательно, сведения организации об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности и объекта обложения налогами являются данными, непосредственно связанными с исчислением и уплатой налогов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.04.2002 по делу N А26-1612/02-02-03/70 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

С.А.Ломакин
И.Д.Абакумова

В.В.Дмитриев

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июля 2002 г. N А26-1612/02-02-03/70


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника