Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 июля 2002 г. N А56-6769/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Дмитриева В.В., Абакумовой И.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Топливные системы" Рахлина Е.А. (доверенность от 15.01.2002 N 5), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Трофимова А.М. (доверенность от 03.01.2002 N 04-05/87),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2002 по делу N А56-6769/02 (судьи Саргин А.Н., Згурская М.Л., Жбанов В.Б.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Топливные системы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным пункта 2.3 резолютивной части решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 18.01.2002 N 07-04/812/4281, а также об обязании налогового органа возместить истцу 16 837 297 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за июль, август, октябрь, декабрь 2000 года и январь 2001 года в связи с экспортом товаров путем зачета в счет существующей недоимки перед федеральным бюджетом по налогу на добавленную стоимость.
Решением суда от 17.04.2002 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятый судебный акт, указывая на отсутствие у Общества права на возмещение НДС из бюджета.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества указал на их необоснованность.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная проверка истца по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах за второе полугодие 2000 года и первое полугодие 2001 года, о чем составлен акт от 24.12.2001 N 4281/07. В ходе проверки, в частности, установлено, что Общество неправомерно предъявило к возмещению из бюджета 32 581 993 руб. налога НДС в связи с тем, что поставщики материальных ресурсов, направленных на экспорт, либо не уплатили НДС в бюджет, либо не представили налоговому органу документы, необходимые для подтверждения уплаты НДС в бюджет.
По результатам проверки налоговая инспекция вынесла решение от 18.01.2002 N 07-04/812/4281, которым, в частности, НДС, предъявленный истцом к возмещению из бюджета, уменьшен на 32 581 993 руб. (пункт 2.3 резолютивной части решения).
Общество не согласилось с вынесенным решением в указанной части и обратилось в суд с иском о признании его частично не действительным, а также о возмещении из бюджета 16 837 297 руб. НДС за июль, август, октябрь, декабрь 2000 года и январь 2001 года путем зачета в счет имеющейся недоимки по данному налогу.
Кассационная инстанция полагает, что суд первой инстанций правомерно удовлетворил исковые требования по следующим основаниям.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров, возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. Аналогичный порядок применяется и при реализации товаров на экспорт.
Порядок и условия возмещения НДС также определены в пунктах 21 и 22 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", где указано, что возмещению подлежит НДС, фактически уплаченный поставщикам, при предоставлении документов, подтверждающих экспорт товаров, получение экспортной выручки и уплату НДС поставщикам товаров.
Что касается периода после 01.01.2001, в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суммы НДС, уплаченного налогоплательщиком поставщикам товаров, направленных на экспорт, подлежат возмещению налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления соответствующей декларации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Статьей 165 Кодекса предусмотрен порядок подтверждения права на получение возмещения НДС из бюджета при налогообложении по ставке 0 процентов.
В статье 172 НК РФ содержится перечень документов, необходимых для подтверждения права на вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам экспортируемых товаров, из общей суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.
Ни одной нормой права, определяющей порядок возмещения НДС из бюджета, подтверждение фактической уплаты НДС в бюджет поставщиком материальных ресурсов не предусмотрено в качестве обязательного условия возмещения данного налога.
Факты реального экспорта, уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам и представления документов, предусмотренных Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39, а также статьями 165 и 172 НК РФ, установлены судом и не оспариваются налоговой инспекцией.
Таким образом, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2002 по делу N А56-6769/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А.Ломакин |
В.В.Дмитриев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июля 2002 г. N А56-6769/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника