Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 апреля 2002 г. N А56-28624/01 По иску ООО к ИМНС о признании недействительным решения и об обязании ИМНС возместить НДС по экспорту

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 апреля 2002 г. N А56-28624/01

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Абакумовой И.Д., Почечуева И.П.,

при участии от ООО "Вектор" Молоткова Л.В. (доверенности от 05.10.2001),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение от 12.11.2001 (судьи Бойко А.Е., Блинова Л.В., Шульга Л.А.) и постановление апелляционной инстанции от 12.02.2002 (судьи Петренко Т.И., Кадулин А.В., Савицкая И.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-28624/01,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решений от 01.06.2001 N 15/13337, от 19.07.2001 N 13/17181 и от 24.08.2001 N 13/19831 и об обязании налоговой инспекции возместить 219 898 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2000 год и февраль, март 2001 года.

Решением от 12.11.2001 суд удовлетворил иск общества.

Постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2002 решение оставлено без изменений.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятое решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, поскольку в ходе встречных проверок поставщиков общества, проведенных в соответствии с приказом Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - УМНС) от 15.05.2000 N 99, не подтверждена уплата налога в бюджет поставщиками.

Представитель

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представителей в судебной заседание не направила, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.

Законность решения суда и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездные проверки обоснованности применения обществом экспортной льготы по налогу на добавленную стоимость за февраль, март 2001 года и 2000 год.

Не оспаривая наличие полного пакета документов, предусмотренных пунктом 22 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 и статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно актам от 20.06.2001 без номера, от 20.06.2001 N 13/32 и от 18.05.2001 без номера налоговая инспекция признала неправомерным предъявление истцом к возмещению из бюджета 14 042 руб. за февраль 2001 года, 53 106 руб. за март 2001 года и 152 750 руб. за 2000 год налога на добавленную стоимость. Вывод налогового органа основан на том, что не получены результаты встречных проверок поставщиков общества по факту уплаты НДС в бюджет и поэтому истец не вправе применять налоговые вычеты по операциям, подлежащим налогообложению по ставке 0%.

На основании изложенного налоговая инспекция решениями от 01.06.2001 N 15/13337, от 19.07.2001 N 13/17181 и от 24.08.2001 N 13/19831 обществу отказала в возмещении НДС по экспорту (в общей сумме 219 898 руб.) соответственно за февраль, март 2001 года и 2000 год.

Истец, считая действия налоговой инспекции неправомерными, обратился в суд.

Судебные инстанции удовлетворили исковые требования общества, и кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от уплаты налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", действовавшими до 01.01.2001, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. В случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и материальным активам над суммами налога исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.

Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм НДС, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с их экспортом.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены и статьей 165 НК РФ, введенной в действие с 01.01.01. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрен пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В свою очередь, налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ в течение указанного срока должен проверить обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Таким образом, право налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ, а также представлением в налоговый орган отдельной декларации по ставке 0%.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связано с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, и не установлена обязанность налогоплательщика подтвердить это обстоятельство при предъявлении сумм налога на добавленную стоимость к возмещению. Такая обязанность предусмотрена только пунктом 5 статьи 171 НК РФ в случае возврата товаров продавцу или отказа от них, что налоговой инспекцией не установлено.

В силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками или производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке, установленном статьями 45, 46 и 47 НК РФ, решить вопрос о принудительном исполнении этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение от 12.11.2001 и постановление апелляционной инстанции от 12.02.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-28624/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Д.В.Хохлов
И.Д.Абакумова

И.П.Почечуев

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 апреля 2002 г. N А56-28624/01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника