Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 апреля 2002 г. N А26-7027/01-02-03/417 Об обязании ИМНС возвратить суммы НДС по экспорту

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 апреля 2002 г. N А26-7027/01-02-03/417

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Абакумовой И.Д., Почечуева И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.02.2002 по делу N А26-7027/01-02-03/417 (судья Одинцова М.А.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Апекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском обязать Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску (далее - налоговая инспекция) возместить 142 497 руб. 32 коп. налога на добавленную стоимость за 2-й, 3-й и 4-й кварталы 2000 года.

Решением от 19.02.2002 суд удовлетворил иск.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать обществу в иске. По мнению налогового органа, суд неправильно применил пункт 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налоговой инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

В соответствии с решениями от 20.10.2000 N 6.1-03/312, от 19.01.2001 N 6.1-03/16 и от 20.04.2001 N 4.4/51, принятыми заместителем руководителя налогового органа по результатам рассмотрения материалов камеральных проверок представленных обществом деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2-й, 3-й и 4-й кварталы 2000 года, налоговый орган признал необоснованным возмещение истцом из бюджета соответственно 84 859 руб., 37 636 руб.27 коп. и 20 002 руб. налога на добавленную стоимость по экспортной продукции, поскольку не подтвержден факт уплаты этого налога поставщиками.

Суд правомерно решением от 19.02.2002 признал недействительным указанные решения налогового органа в части отказа обществу в возмещении из бюджета 142 497 руб. 32 коп. налога на добавленную стоимость, указав, что названная сумма уплачена истцом поставщикам товара, реализованного на экспорт.

Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", действовавшей до 01.01.01. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрен пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Согласно названной норме в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.

Порядок применения статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" разъяснен в пунктах 19-22 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39), изданной на основании статьи 10 названного Закона.

В соответствии с пунктом 21 Инструкции N 39 при освобождении от уплаты налога на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" возмещение налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) товары (выполненные работы, оказанные услуги), производится при наличии у экспортера документов, подтверждающих реальный экспорт товаров, перечень которых приведен в пункте 22 этой Инструкции.

Таким образом, право налогоплательщика на возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм налога на добавленную стоимость при оплате товаров в порядке, установленном пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными пунктом 22 Инструкции N 39.

Названными нормами право на возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров, являющимися самостоятельными налогоплательщиками, и не устанавливается обязанность налогоплательщика подтвердить эти обстоятельства при предъявлении налога на добавленную стоимость к возмещению или зачету. Поэтому следует признать правомерным и вывод суда первой инстанции о том, что действующее законодательство не ставит возмещение из бюджета НДС в зависимость от факта представления в налоговый орган поставщиками налогоплательщика бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 3 статьи 7 Закона "О налоге на добавленную стоимость" отрицательная разница по налогу на добавленную стоимость "засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период", а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг). При этом источником возмещения налога на добавленную стоимость являются "общие платежи налогов", а не суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщиками экспортных товаров.

В данном случае налоговая инспекция не оспаривает факт уплаты истцом налога на добавленную стоимость поставщикам товаров (работ, услуг), а также факт реального экспорта товара, приобретенного у поставщиков.

Таким образом, отказ налогового органа в возмещении истцу 142 497 руб. 32 коп. налога на добавленную стоимость по экспорту за 2-й, 3-й и 4-й квартал 2000 года нарушает права налогоплательщика и нормы материального права.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции, а решение суда считает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.02.2002 по делу N А26-7027/01-02-03/417 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Д.В.Хохлов
И.Д.Абакумова

И.П.Почечуев

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 апреля 2002 г. N А26-7027/01-02-03/417


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника