Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 августа 2002 г. N А56-7070/02 О признании недействительным решения налоговой инспекции об отказе в возмещении НДС по экспорту, так как законодательством не предусмотрено, что право на возмещение (зачет) НДС зависит от фактического внесения сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, а также не установлена обязанность налогоплательщика подтвердить эти обстоятельства при предъявлении к возмещению сумм НДС

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 августа 2002 г. N А56-7070/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Корабухиной Л.И.,

при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ленинградской области Ковалева В.Г. (доверенность от 03.01.2002 N 2),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ленинградской области на постановление апелляционной инстанции от 10.06.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-7070/02 (судьи Зайцева Е.К., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Арос" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ленинградской области (далее - инспекция) возвратить из бюджета налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2-й, 3-й, 4-й кварталы 1999 года в общей сумме 286 034 руб. 41 коп.

Решением суда от 08.04.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.06.2002, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на, что в бюджете отсутствует источник возмещения НДС.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.

Общество и Управление федерального казначейства по Ленинградской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная проверка соблюдения обществом налогового законодательства за период с 01.01.98 по 31.12.2000, по результатам которой составлены акты от 08.11.2000 N 55 и от 30.03.2001 N 10. Решением от 21.11.2000 N 55 инспекция отказала обществу в возмещении НДС за 2-й квартал 1999 года в сумме 170 511 руб. 60 коп. в связи с непоступлением сумм НДС в федеральный бюджет от поставщиков истца.

Решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС за 3-й и 4-й кварталы 1999 года налоговый орган не принимал. Иных причин отказа в возмещении НДС, кроме отсутствия источника налога в бюджете в связи с неподтверждением факта перечисления в бюджет НДС поставщиками истца, представитель налогового органа не указывает.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 7 Закона "О НДС", действовавшей до 01.01.01. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) предусмотрен пунктом 3 статьи 7 Закона "О НДС". Согласно названной норме в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.

Порядок применения статьи 7 Закона "О НДС" разъяснен в пунктах 19-22 Инструкции от 11.10.95 N 39 Государственной налоговой службы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39), изданной на основании статьи 10 названного закона. Согласно пункту 21 Инструкции N 39 при освобождении от уплаты налога на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона "О НДС" возмещение (зачет) НДС, фактически, уплаченного поставщикам за приобретенные (оприходованные) товары (выполненные работы, оказанные услуги), производится при наличии у экспортера документов, подтверждающих реальный экспорт товаров, перечень которых приведен в пункте 22 этой Инструкции.

Таким образом, право налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров в порядке, установленном пунктом 1 статьи 7 Закона "О НДС", и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными пунктом 22 Инструкции N 39.

Названными нормами не предусмотрено, что право на возмещение (зачет) НДС зависит от фактического внесения сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, а также не установлена обязанность налогоплательщика подтвердить эти обстоятельства при предъявлении к возмещению сумм НДС. Согласно пункту 3 статьи 7 Закона "О НДС" возникшая у налогоплательщика отрицательная разница по НДС "засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период", а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщикам и производителям товаров (работ, услуг). При этом источником возмещения НДС являются "общие платежи налогов", а не суммы НДС, уплаченные поставщиками (производителями) экспортируемых товаров (работ, услуг).

В силу статей 32, 82 и 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на налоговые органы возложена обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В случае выявления фактов неуплаты налога поставщиками или производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке, установленном статьями 45-47 НК РФ, решить вопрос о принудительном исполнении ими обязанности по уплате налога и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), а также реализацию прав экспортера, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 и статьей 7 Закона "О НДС".

Поскольку инспекция не оспаривает факты уплаты истцом сумм НДС поставщикам товарно-материальных ценностей и их реализации на экспорт, суд обоснованно удовлетворил исковые требования в части возмещения НДС по экспорту за 2-4-й кварталы 1999 года в сумме 286 034 руб. 41 коп.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление апелляционной инстанции от 10.06.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-7070/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ленинградской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

А.В.Асмыкович
Л.И.Корабухина

Т.В.Клирикова

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 августа 2002 г. N А56-7070/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника