Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2002 г. N А56-4932/02 О признании недействительным решения налоговой инспекции об отказе в возмещении НДС по экспорту, так как законодательством не предусмотрено, что право на возмещение (зачет) НДС зависит от фактического внесения сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, а также не установлена обязанность налогоплательщика подтвердить эти обстоятельства при предъявлении к возмещению сумм НДС

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 августа 2002 г. N А56-4932/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кузнецовой Н.Г., Никитушкиной Л.Л.,

при участии от ЗАО "Интеркон" Лавреновой С.И. (доверенность от 22.07.2002 N 0242) и Семенова С.В. (доверенность от 22.07.2002 без номера), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Мироненко В.В. (доверенность от 27.02.2002 N 16/5809),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение от 20.03.2002 (судьи Згурская М.Л., Загараева Л.П., Саргина А.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2002 (судьи Петренко Т.И., Савицкая И.Г., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4932/02,

установил:

Закрытое акционерное общество "Интеркон" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 11.01.2002 N 13/986 в части отказа в возмещении 101 806 руб. 43 коп. налога на добавленную стоимость и об обязании налоговой инспекции возвратить обществу из бюджета названную сумму налога, уплаченную поставщикам товаров, реализованных на экспорт в сентябре 2001 года.

Решением суда от 20.03.2002 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2002 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение, указывая на неправильное применение судами норм материального права.

Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, истец в сентябре 2001 года осуществлял экспорт товаров.

Общество 11.10.2001 представило в налоговую инспекцию декларацию по налоговой ставке 0% по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2001 года, согласно которой к возмещению из бюджета заявлено 187 047 руб. налога, и документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждающие право на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%.

Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка названной декларации, о чем составлен акт от января 2002 N 13/113.

По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 11.01.2002 N 13/986, которым признана правомерной к возмещению сумма налога 85 240,57 руб. и отказано в возмещении 101 806,43 руб. налога, поскольку не подтверждена уплата налога в бюджет поставщиками.

Судебные инстанции удовлетворили исковые требования общества, и кассационная инстанция считает принятые судебные акты правильными.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2001, налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок исчисления налога с выручки, полученной от реализации продукции на экспорт, установлен пунктами 1 и 6 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 статьи 176 указанного Кодекса, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по товарам (работам, услугам), реализованным (переданным, выполненным, оказанным) в отчетном налоговом периоде, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями этой статьи.

Пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено возмещение налоговым органом налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиком поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (статья 171 Кодекса), в отношении экспортированных товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса) не позднее трех месяцев, считая со дня представления налоговой декларации, которая подается в налоговый орган в соответствии с пунктом 6 статьи 164 названного Кодекса.

В течение указанного срока налоговый орган обязан проверить обоснованность сведений, отраженных налогоплательщиком в налоговой декларации, и принять решение о возмещении налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении.

Названными нормами Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение налога из бюджета не обусловлено поступлением в бюджет сумм налога от поставщиков.

Факты поставки товаров на экспорт и уплаты поставщикам налога на добавленную стоимость в составе цены товара подтверждаются материалами дела и не оспариваются налоговым органом.

Документы, указанные в статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации, представлены истцом в налоговую инспекцию в полном объеме.

Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении спора суд обоснованно не принял во внимание доводы налогового органа об отсутствии сведений об уплате налога поставщиками истца и удовлетворил исковые требования общества полностью.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение от 20.03.2002 и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4932/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

С.А.Ломакин
Н.Г.Кузнецова

Л.Л.Никитушкина

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2002 г. N А56-4932/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника