Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 августа 2002 г. N А56-14852/02 Об отказе в иске Фонда социального страхования РФ к ООО о взыскании штрафа за несвоевременное представление в исполнительный орган ФСС расчетной ведомости, так как у исполнительных органов ФСС отсутствуют полномочия на привлечение к налоговой ответственности плательщиков страховых взносов после 01.01.2001, поскольку они не вправе пользоваться правами налогового органа

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 августа 2002 г. N А56-14852/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Почечуева И.П., судей Бухарцева С.Н. и Хохлова Д.В., при участии от Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Лысова М.Э. (доверенность от 08.04.2002 N 107),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2002 по делу N А56-14852/02 (судья Ермишкина Л.П.),

установил:

Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - РО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Мета-Холдинг" (далее - Общество) 100 рублей штрафа за несвоевременное представление в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ.

Решением арбитражного суда от 11.06.2002 в иске отказано.

В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

В кассационной жалобе РО ФСС РФ просит отменить решение от 11.06.2002 и принять новое, ссылаясь на законность привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В судебном заседании представитель РО ФСС РФ поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, которая рассмотрена без участия представителя Общества, надлежаще извещенного о времени и месте заседания суда.

Проверив законность решения от 11.06.2002 в кассационном порядке, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 02.11.2001 директором филиала N 7 РО ФСС РФ 24.01.2002 принято решение о привлечении к ответственности за нарушения порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым Общество подвергнуто штрафу в сумме 100 рублей в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Основанием для привлечения к ответственности послужило нарушение Обществом срока представления расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ за третий квартал 2001 года.

Поскольку в срок, указанный в решении, Общество штраф в добровольном порядке не уплатило, РО ФСС РФ обратилось в суд с иском о его взыскании.

Согласно статье 11 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" страховые взносы не включены в состав налогов.

Согласно статье 106 НК РФ правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным Кодексом установлена ответственность.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме.

Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, у исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации отсутствуют полномочия на привлечение к налоговой ответственности плательщиков страховых взносов после 01.01.2001, поскольку они не вправе пользоваться правами налогового органа. Фонд социального страхования Российской Федерации и его исполнительные органы могут привлекать плательщиков страховых взносов к ответственности, предусмотренной статьей 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Решение от 24.01.2002 о привлечении Общества к ответственности вынесено после 01.01.2001, то есть истец был не вправе привлекать Общество к налоговой ответственности.

Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал, что ссылка истца на пункт 6 статьи 243 НК РФ неосновательна, поскольку указанный в этом пункте срок относится к представлению сведений в рамках единого социального налога, а не расчетов по страховым взносам.

Согласно статье 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Ссылка подателя жалобы на статью 10 Закона Российской Федерации "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" несостоятельна, поскольку содержащаяся в названной статье отсылка к части первой Налогового кодекса Российской Федерации имеет в виду соблюдение органами Фонда социального страхования установленной НК РФ процедуры наложения штрафных санкций, взыскания пеней, а не применение штрафных санкций, предусмотренных НК РФ.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в иске является законным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2002 по делу N А56-14852/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

И.П.Почечуев
С.Н.Бухарцев

Д.В.Хохлов

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 августа 2002 г. N А56-14852/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника