Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2002 г. N А13-2345/02-19 По иску Товарищества собственников жилья о признании недействительным требования ИМНС об уплате единого социального налога

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 августа 2002 г. N А13-2345/02-19

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В., Асмыковича А.В., при участии от товарищества собственников жилья "Маяк" Соколовой О.И. (доверенность от 19.08.02 N 6), председателя Филипенко Т.В. (протокол от 06.07.99),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.05.02 по делу N А13-2345/02-19 (судьи Потеева А.В., Чельцова Н.С., Виноградова Т.В.),

установил:

Товарищество собственников жилья "Маяк" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - Инспекция) от 20.03.02 N 80330 об уплате единого социального налога за 2001 год в сумме 117 009руб. 30 коп.

Решением суда от 16.05.02 исковые требования Товарищества удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое об отказе в иске, указывая, что содержащийся в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)

перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты единого социального налога, является исчерпывающим. По мнению подателя жалобы, истец к ним не относится, в связи с чем суммы, выплаченные им лицам, выполнявшим работы для Товарищества, подлежат налогообложению.

Инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

В судебном заседании представители Товарищества, считая доводы жалобы ответчика несостоятельными, просили оставить решение суда без изменения.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Из материалов дела усматривается, что в результате камеральной налоговой проверки налоговой отчетности Товарищества за 2001 год Инспекция сделала вывод о неправомерной неуплате истцом единого социального налога за 2001 год и начислила единый социальный налог в сумме 117 009 руб. 30 коп., что отражено в заключении налогового органа от 07.03.02 N 49.

Инспекция 20.03.02 направила Товариществу требование N 80330 об уплате недоимки по названному налогу в срок до 29.03.02.

Не согласившись с решением налогового органа, истец обратился в суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, указал, что в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ суммы, выплаченные Товариществом за счет членских взносов лицам, выполнявшим работы для истца, не облагаются единым социальным налогом.

Вывод суда соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

Названная норма Кодекса освобождение перечисленных организаций от уплаты единого социального налога связывает:

- с выплатой сумм за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ);

- с выполнением работы физическими лицами для этих организаций.

Как правильно указал суд первой инстанции, все перечисленные в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ организации характеризуются как добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

В соответствии со статьей 51 Закона "О кооперации в СССР" граждане могут на добровольных началах создавать жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные, дачно-строительные кооперативы, товарищества индивидуальных застройщиков, иные потребительские кооперативы для удовлетворения своих жилищно-бытовых потребностей.

Основным направлением деятельности этих кооперативов и товариществ является участие денежными средствами в сооружении и последующей эксплуатации объектов кооперативной собственности (жилых домов, гаражей и т.п.), а в предусмотренных уставами случаях и объектов личной собственности членов кооператива (товарищества), а также оказание членам кооператива (товарищества) услуг, соответствующих целям его создания.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума.

В силу части 3 статьи 8 названного Закона домовладельцы в целях согласования порядка реализации своих прав на владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом кондоминиума, а также в целях осуществления деятельности по содержанию, сохранению и приращению недвижимого имущества кондоминиума, распределения между домовладельцами обязанностей по возмещению расходов на осуществление соответствующей деятельности, обеспечения соответствия состояния общего имущества кондоминиума санитарным и техническим требованиям могут образовать товарищество собственников жилья в соответствии с Федеральным законом "О товариществах собственников жилья".

Как видно из приведенных норм законодательства, цели жилищно-строительного кооператива и товарищества собственников жилья схожи, кроме того, они имеют ряд общих признаков: добровольность объединения членов таких организаций без цели получения прибыли, участие в них своими личными взносами.

На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что перечень организаций, приведенный в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ, не является исчерпывающим, в нем указаны лишь основные сферы деятельности кооперативов (товариществ), имеющих право не облагать налогом указанные в приведенной норме Кодекса суммы.

Судом первой инстанции установлено, что Товарищество создано в соответствии с Федеральным законом "О товариществах собственников жилья", а выплаты сумм физическим лицам, выполнившим работы для истца, произведены за счет членских взносов. Кроме того, судом дана оценка всем доводам Инспекции по существу спора, в том числе и по изложенным в кассационной жалобе, поскольку в ней ответчик повторяет то, на что ранее ссылался при рассмотрении дела.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда - соответствующим действующему законодательству.

Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.05.02 по делу N А13-2345/02-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Г.Г.Кирейкова
Т.В.Клирикова

А.В.Асмыкович

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2002 г. N А13-2345/02-19


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника