Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2002 г. N А26-1458/02-02-04/63 По иску ИМНС РФ к учреждению о взыскании штрафа за нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии счета в банке

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 августа 2002 г. N А26-1458/02-02-04/63

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Зубаревой Н.А., Кирейковой Г.Г., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия Саволайнен А.В. (доверенность от 13.02.2002 N 02-53/912), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2002 по делу N А26-1458/02-02-04/63 (судья Морозова Н.А.),

установил:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения "Шелтозерская участковая больница" (далее - учреждение) 5 000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда от 10.06.2002 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и удовлетворить исковые требования, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, налоговая инспекция правомерно привлекла учреждение к налоговой ответственности за непредставление информации об открытии текущего счета в головном расчетно-кассовом центре города Петрозаводска Национального Банка Республики Карелия Банка России, поскольку в силу статьи 47 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" от 02.12.90 N 394-1 Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов. Для осуществления данной деятельности ему не требуется лицензии. Следовательно, налогоплательщики обязаны исполнять возложенные на них пунктом 2 статьи 23 НК РФ обязанности по информированию налоговых органов об открытии ими счетов в Банке России.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы. Учреждение надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в головном расчетно-кассовом центре города Петрозаводска Национального Банка Республики Карелия Банка России (далее - РКЦ) 13.09.2001 учреждению открыт текущий счет N 40404810800000030020 для учета средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС), что подтверждено извещением РКЦ от 14.09.2001 N 000770, полученным налоговой инспекцией 19.09.2001.

Сведения об открытии данного счета в налоговую инспекцию учреждением не представлены.

По данному факту истцом составлен акт о налоговом правонарушении от 19.11.2001 N 07-03/1351 ДСП и вынесено решение от 17.12.2001 N 07-03/8867 о привлечении учреждения к налоговой ответственности в виде взыскания 5 000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 118 НК РФ.

Поскольку ответчик штраф в установленный срок не уплатил в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась в суд с иском о его взыскании.

Согласно пункту 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии (закрытии) счетов.

В пункте 1 статьи 118 НК РФ указано, что нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.

В пункте 2 статьи 11 НК РФ дано определение понятия "счет", согласно которому счета (счет) - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Согласно пункту 5 совместного письма ФФОМС от 24.01.2001 N 476/50-1, Министерства финансов Российской Федерации от 29.01.2001 N 11н, Центрального банка Российской Федерации от 29.01.2001 N 912-у, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.01.2001 N АС-6-07/82 средства Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования, направляемые в рамках программ на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинским учреждениям, финансируемым из бюджетов всех уровней, учитываются на открываемых указанным медицинским учреждениям в банках соответственно на балансовых счетах N 40403 и N 40404 лицевых счетах с признаком "03" в 15-16 разрядах номера лицевого счета. Такой счет и был открыт ответчику в РКЦ. Следовательно, открытие данного счета является обязательным в силу императивных требований законодательства и не зависит от волеизъявления налогоплательщика.

Расходование средств обязательного медицинского страхования, поступивших на лицевые счета медицинских учреждений, осуществляется исключительно по целевому назначению, что предусмотрено совместным письмом от 24.01.96 Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации N 2510/250-96-20 и ФФОМС N 295/21-И, а не по усмотрению медицинских учреждений.

Как определено приказом ФФОМС от 09.12.99 N 105 нецелевое расходование указанных средств не допускается. Правовым режимом счета, установленным совместной телеграммой Министерства финансов Российской Федерации от 04.08.93 N 91, Государственной налоговой службы Российской Федерации от 04.08.93 N ВГ-6-15/254, Центрального банка Российской Федерации от 05.08.93 N 159-93, ФФОМС от 04.08.93 N 1-20 (в редакции совместного письма данных органов от 31.12.97 N 12-03-04/128-у/АП-6-7/926/5226/51), не предусмотрена возможность осуществления банковских операций по уплате или взысканию налогов.

Кроме того, в силу пункта 16 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 20.08.98 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" средства, полученные бюджетными организациями из фондов обязательного медицинского страхования, не включаются в состав доходов, учитываемых при налогообложении.

Таким образом, открытый РКЦ текущий (лицевой) счет ответчика по учету средств ФФОМС не отвечает в полной мере признакам счета, установленным статьей 11 НК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 46 НК РФ взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Поскольку текущий счет по учету средств обязательного медицинского страхования не является счетом, с которого может производиться взыскание налогов, то у налогоплательщика не возникает необходимости извещать налоговые органы о его открытии.

При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы относительно статуса Банка России не имеют правового значения.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции законно отказал налоговому органу в удовлетворении иска о взыскании налоговых санкций, предусмотренных статьей 118 НК РФ. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2002 по делу N А26-1458/02-02-04/63 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Республике Карелия - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Л.И.Корабухина
Н.А.Зубарева

Г.Г.Кирейкова

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2002 г. N А26-1458/02-02-04/63


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника