Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 сентября 2002 г. N А42-3662/02-26 По иску ОАО о признании недействительным решения ИМНС в части доначисления обществу дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального Банка РФ за пользование банковским кредитом, в связи с отнесением на себестоимость продукции (работ, услуг) сумм выплат с учетом районного коэффициента "1,5" к заработной плате рабочих, и расходов по уплате обязательных отчислений во внебюджетные фонды, исчисленных с применением районного коэффициента "1,5"

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 сентября 2002 г. N А42-3662/02-26

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кузнецовой Н.Г., Никитушкиной Л.Л., при участии от ООО "Мурманский траловый флот" Соловей И.Н. (доверенность от 03.06.2002 N26),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.05.2002 по делу NА42-3662/02-26 (судьи Сачкова Н.В., Драчева Н.И., Романова А.А.),

установил:

Открытое акционерное общество "Мурманский траловый флот" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) от 11.03.2002 N1052 в части доначисления обществу за 9 месяцев 1998 года 100 771 руб. 50 коп. дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального Банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, в связи с отнесением на себестоимость продукции (работ, услуг) сумм выплат с учетом районного коэффициента "1,5" к заработной плате рабочих, и расходов по уплате обязательных отчислений во внебюджетные фонды, исчисленных с применением районного коэффициента "1,5".

Решением суда от 30.05.2002 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 30.05.2002 и принять новое, указывая на неправильное применение судом норм материального права.

Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.98 по 31.12.98, о чем составлен акт от 11.02.2002 N02.1/34/42-85.

По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 11.03.2002 N1052 о доначислении налогов, пеней, дополнительных платежей, а также о привлечении истца к налоговой ответственности.

В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", пункта 2.3 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 10.08.95 N 37, пункта 7 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (далее - Положение о составе затрат) истец неправомерно включил в состав затрат выплаты с учетом районного коэффициента "1,5" к заработной плате рабочих и служащих вместо установленного законодательством размера "1,4".

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования общества, и кассационная инстанция считает такое решение правильным.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными этой статьей.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Согласно подпункту "а" пункта 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией труда, включая материальные затраты и расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 7 Положения о составе затрат в элементе "Затраты на оплату труда" отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия. При этом в состав затрат на оплату труда включаются выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.

Следовательно, в себестоимость продукции включаются выплаты с учетом районных коэффициентов, производимые в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 13 постановления Совета Министров РСФСР "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" от 04.02.91 N 76 облисполкомам Советов народных депутатов предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, местных бюджетов.

На основании названного постановления главой администрации Мурманской области издано постановление от 27.01.92 N 64 "О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих Мурманской области" (с изменениями), которым для рабочих и служащих всех предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Мурманской области, установлен районный коэффициент к заработной плате, равный "1,5", а выплата надбавок к заработной плате с учетом районного коэффициента осуществляется за счет средств предприятий и организаций.

Названное постановление главы администрации Мурманской области издано в пределах полномочий, предоставленных ему Правительством Российской Федерации, является нормативным актом, регулирующим вопрос установления и выплаты надбавок к заработной плате с коэффициентом "1,5" на территории Мурманской области.

Правомерность установления на территории Мурманской области единого районного коэффициента к заработной плате подтверждена принятым Федеральным законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно статье 10 которого для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.

На основании анализа положений названных нормативных актов суд пришел к правильному выводу о правомерности включения обществом в состав затрат выплат к заработной плате с учетом районного коэффициента "1,5".

Указание в пункте 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.91 N 76 на то, что затраты по выплате с учетом районных коэффициентов к заработной плате осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов, означает, что определены источники финансирования этих затрат и денежные средства на эти цели не будут выделяться из федерального бюджета целевым назначением. При этом в данной норме не указано, что под средствами предприятий и организаций понимаются только средства, остающиеся в их распоряжении после уплаты налогов.

При указанных обстоятельствах решение суда является законным и отмене не подлежит.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.05.2002 по делу NА42-3662/02-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

С.А. Ломакин
Н.Г. Кузнецова

Л.Л. Никитушкина

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 сентября 2002 г. N А42-3662/02-26


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника