Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2002 г. N А56-16572/02 По иску ИМНС о взыскании с муниципального учреждения культуры штрафных санкций за непредставление налоговых деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 сентября 2002 г. N А56-16572/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д., Шевченко А.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области Фомичевой А.А. (доверенность от 09.09.2002 N 20035),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2002 по делу N А56-16572/02 (судья Левченко Ю.П.),

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с муниципального учреждения культуры "Селивановский Дом культуры" (далее - Учреждение) 1 106,34 руб. штрафных санкций, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда от 24.06.2002 исковые требования удовлетворены частично. С Учреждения взыскано 200 руб. штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление деклараций по налогу на добавленную стоимость и 125,2 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов. В остальной части иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в части отказа во взыскании 761,8 руб. штрафа за непредставление Учреждением налоговых деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2-4 кварталы 2000 года и 1-3 кварталы 2001 года и взыскать указанную сумму штрафа. Оспаривая законность принятого судом по делу решения в оспариваемой части, податель жалобы ссылается на нарушение судом пункта 42 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "О порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, поступающих в дорожные фонды" от 04.04.2000 N 59, изданной, по мнению налогового органа, на основании Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", и положения которой обязательны для всех участников налоговых правоотношений.

Муниципальное учреждение культуры "Селивановский Дом культуры" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку соблюдения Учреждением законодательства о налогах и сборах за 1998, 1999, 2000 годы и за 9 месяцев 2001 года, о чем составлен акт от 14.12.2001.

На основании материалов проверки налоговым органом принято решение от 18.01.2002 N 124 о привлечении Учреждения к налоговой ответственности, в том числе предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2-4 кварталы 2000 года, а также за 1-3 кварталы 2001 года, в виде взыскания 761,8 руб. штрафа.

Поскольку Учреждение добровольно штраф не уплатило, налоговая инспекция обратилась в суд с иском о его взыскании.

Отказывая в иске в части взыскания 761,8 руб. штрафа за непредставление деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог, суд первой инстанции исходил из того, что законодательством о налогах и сборах не установлен срок представления декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Кассационная инстанция считает, что решение суда об отказе в иске в части взыскания 543,6 руб. штрафа за непредставление деклараций за 2-4 кварталы 2000 года является ошибочным.

Согласно статье 119 НК РФ налогоплательщик несет ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде взыскания штрафа.

В соответствии со статьями 1 и 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а, следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим законом.

Налог на пользователей автомобильных дорог указан в подпункте "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно пункту 5 названной статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации

- постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1. Этим документом утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.

В силу статей 52-55 НК РФ уплате налога предшествует определение налогового периода, по окончании которого исчисляется налоговая база, с которой уплачивается налог. А статья 80 НК РФ предусматривает обязанность каждого налогоплательщика представить по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, письменное заявление, именуемое декларацией, в котором указывается исчисленная сумма налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Таким образом, несмотря на отсутствие в Законе Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 нормы, в которой было бы прямо указано на срок представления деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог, из содержания вышеизложенных норм в их совокупности следует, что декларация должна быть составлена налогоплательщиком и представлена в налоговый орган не позднее срока уплаты налога, в рассматриваемом случае - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Однако Инструкциями Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30 (пункт 25) и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 (пункт 42) "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" предусмотрены иные сроки представления деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог: ежеквартально, не позднее срока, установленного для представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности.

Поскольку установление таких сроков (позволяющих реже представлять декларации) не нарушает права налогоплательщика, кассационная инстанция не находит оснований для признания незаконным привлечения Учреждения к ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2-4 кварталы 2000 года.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требовании о взыскании с Учреждения 534,6 руб. штрафа.

В то же время кассационная инстанция считает правильным отказ суда во взыскании с Учреждения 227,2 руб. штрафа за непредставление деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог в 2001 году.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды. Тем не менее, в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" названный налог является единым федеральным налогом, исчисляемым от общей налоговой базы на основании единой декларации по этому налогу, сдаваемой по итогам налоговых (отчетных) периодов. Поэтому установленные статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" отчисления от налога в территориальный дорожный фонд не являлись самостоятельным налогом, в связи с чем эти отчисления должны были направляться налогоплательщиком в территориальный дорожный фонд в те же сроки, которые установлены для уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд.

Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (статья 7) Федеральный дорожный фонд с 01.01.2001 упразднен, а действие постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 на 2001 год приостановлено (пункт 6 приложения N 38 к Федеральному Закону N 150-ФЗ).

Иных законодательных актов федерального уровня об установлении срока уплаты в 2001 году этого налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, принято не было.

Несмотря на то, что пункт 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" изначально содержал норму, согласно которой порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда определяется законами субъектов Российской Федерации, законами Ленинградской области как субъекта Российской Федерации этот порядок, включая срок уплаты данного налога в территориальный дорожный фонд и сроки представления деклараций по этому налогу, до 01.01.2002 не установлен.

Следовательно, привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог за 1-3 кварталы 2001 года при отсутствии срока ее представления, установленного в законодательстве о налогах и сборах, состав которого определен статьей 1 НК РФ, является незаконным. Поэтому решение суда в этой части отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (подпунктом 2 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2002 по делу N А56-16572/02 отменить в части.

Взыскать с муниципального учреждения культуры "Селивановский Дом культуры" 534 руб. 60 коп. штрафа в доход бюджета и 150 руб. госпошлины в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий
Судьи

Н.Г. Кузнецова
И.Д. Абакумова

А.В. Шевченко

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2002 г. N А56-16572/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника