Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 сентября 2002 г. N А56-9024/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Шевченко А.В., Ломакина С.А.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Трошкиной Н.Г. (доверенность от 02.09.02 N 04-05/13760), от общества с ограниченной ответственностью "Интерлестранс" Гродницкого Д.Э. (доверенность от 22.01.02 N 45/2),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение от 03.04.2002 (судья Королева Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 01.07.2002 (судьи Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Зайцева Е.К.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-9024/02,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Интерлестранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) о возмещении 2 620 019 руб. налога на добавленную стоимость по экспорту товаров за июнь, июль и август 2001 года.
Решением от 03.04.2002 суд удовлетворил исковые требования общества на основании статей 164, 165, 172 и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Постановлением апелляционной инстанции от 01.07.2002 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые судебные акты и отказать обществу в иске, поскольку отказ в возмещении спорной суммы налога на добавленную стоимость, по мнению налогового органа, обоснован. Ссылаясь на статью 87 НК РФ, податель жалобы считает, что в ходе проверки обоснованности предъявления налогоплательщиком к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость налоговые органы должны проверить факт уплаты налога поставщиками экспортированных товаров (работ, услуг), а установленные в результате встречных проверок поставщиков суммы налога должны соответствовать сумме, заявленной экспортером к возмещению. В данном случае на момент вынесения оспариваемого решения в налоговую инспекцию не поступили документы, затребованные у общества в порядке статьи 87 НК РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налоговой инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Решениями от 22.10.2001 N 102/28, от 20.11.2001 N 28, от 20.12.2001 N 121/28, принятыми налоговой инспекцией по результатам проверки представленных обществом документов и декларации по ставке 0 процентов за июнь, июль и август 2001 года, истцу отказано в возмещении 2 620 019 руб. налога на добавленную стоимость "до получения положительных ответов по результатам встречных проверок".
Кассационная инстанция считает, что при вынесении налоговой инспекцией указанного решения нарушены права налогоплательщика и нормы налогового законодательства.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ, введенной в действие с 01.01.01. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) определен пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме суммы, установленные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса. При этом возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной декларации по ставке 0 процентов обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, и не устанавливается обязанность экспортера подтвердить это обстоятельство при предъявлении налога на добавленную стоимость к возмещению.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг). Поэтому неправомерен довод ответчика о необходимости представить сведения, подтверждающие перечисление налога на добавленную стоимость в бюджет поставщиками экспортированного истцом товара.
Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Поскольку налоговая инспекция не оспаривает правомерность применения обществом налоговой ставки 0 процентов и факт уплаты им сумм налога на добавленную стоимость поставщикам экспортированного товара, что является основанием для применения налоговых вычетов, суд обоснованно обязал ответчика возместить истцу 2 620 019 руб. налога на добавленную стоимость по экспорту за июнь, июль и август 2001 года, обязав налоговую инспекцию возвратить из бюджета спорную сумму.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции, а судебные акты считает законными.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 03.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 01.07.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-9024/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л.Никитушкина |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 сентября 2002 г. N А56-9024/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника