Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 сентября 2002 г. N А56-17615/02 По иску Фонда к ИМНС РФ о признании недействительным решения налоговой инспекции о доначисления налога на прибыль при осуществлении истцом реализации лотерейных билетов

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 сентября 2002 г. N А56-17615/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кирейковой Г.Г., Пастуховой М.В.,

при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Тихоновой И.В. (доверенность от 02.09.2002 N 04/25976), от общественного благотворительного фонда "Дайте ребенку шанс" Донец Т.А. (доверенность от 02.09.2002 N 7), Арешкина К.В. (доверенность от 02.09.2002 N 9),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2002 по делу N А56-17615/02 (судьи Лопато И.Б., Масенкова И.В., Слобожанина В.Б.),

установил:

Общественный благотворительный фонд "Дайте ребенку шанс" (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 26.03.2002 N 24/9213.

Решением суда от 08.07.2002 исковые требования удовлетворены полностью.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда, указывая на то, что Фонд осуществлял реализацию лотерейных билетов, что является предпринимательской деятельностью, облагаемой налогом на прибыль. Кроме того, суд не учел, что денежные средства, полученные от продажи лотерейных билетов, направлены на оплату выкупной стоимости квартиры.

В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Фонда - доводы, изложенные в отзыве на нее.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку правильности исчисления Фондом налога на прибыль за 9 месяцев 2001 года, о чем составлен акт от 28.02.2002 N 47. По результатам проверки вынесено решение от 26.03.2002 N 24/9213 о доначислении Фонду 29 641 рубля налога на прибыль.

В ходе проверки установлено, что Фонд, являясь добровольным общественным объединением, не включал в налогооблагаемую прибыль доходы, полученные от продажи лотерейных билетов.

Налоговая инспекции в своем решении указала, что деятельность по проведению лотерей является предпринимательской деятельностью и полученная от этой деятельностью выручка подлежит обложению налогом на прибыль.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

Из Устава Фонда следует, что Фонд является некоммерческой организацией - добровольным общественным объединением, целями создания и деятельности которого является формирование имущества и использование его на благотворительную деятельность. Его деятельность регулируется Законом Российской Федерации "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных этим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категории лиц. При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

Статьей 15 этого же Закона предусмотрены источники формирования имущества благотворительной организации, среди которых назван источник - поступления от деятельности по привлечению ресурсов, в частности, проведение лотерей.

Таким образом, Закон разделяет понятие предпринимательская деятельность и деятельность благотворительной организации по привлечению ресурсов в виде проведения лотерей.

Следовательно, нет оснований говорить о том, что при проведении лотерей Фонд осуществлял предпринимательскую деятельность, подлежащую обложением налогом на прибыль.

Довод налоговой инспекции о том, что Фонд осуществлял реализацию лотерейных билетов, необоснован, так как из материалов дела видно, что Фонд именно проводил лотерею, и продажа лотерейных билетов в данном случае являлась одним из условий проведения лотереи, а не самостоятельным видом деятельности.

В соответствии со статьей 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации выдача лотерейных билетов является оформлением договора между организатором и участником игр. Следовательно, выдачу лотерейного билета никаким образом нельзя приравнять к реализации товара.

Кроме того, налоговая инспекция не установила, что Фонд в нарушение статьи 6 Закона Российской Федерации "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" направлял сумму превышения доходов над расходами на какие-либо иные цели, кроме реализации целей, ради которых эта организация создана.

Также необоснован довод о том, что на средства от проведения лотереи Фонд оплатил выкупную стоимость квартиры, так как из пояснений Фонда видно, что квартира приобретается в рамках благотворительной деятельности для размещения в нем детского центра. Факта использования этой квартиры не на благотворительные цели налоговая инспекция не доказала.

Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2002 по делу N А56-17615/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Т.В.Клирикова
Г.Г.Кирейкова

М.В.Пастухова

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 сентября 2002 г. N А56-17615/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника