Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2002 г. N А56-10003/02 По иску ООО к ИМНС о признании частично недействительным решения о доначислении НДС, пени и штрафа за неполную уплату налога, в связи с неправомерным предъявлением к возмещению из бюджета НДС

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 августа 2002 г. N А56-10003/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кузнецовой Н.Г. и Ломакина С.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Истро-СПб" Жукова А.Г. (доверенность от 20.03.2002),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2002 по делу N А56-10003/02 (судьи Бойко А.Е., Алешкевич О.А., Загараева Л.П.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Истро-СПб" (далее - ООО "Истро-СПб", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании частично не действительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция, ИМНС) от 11.03.2002 N 02/6339.

Решением суда от 21.05.2002 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".

ИМНС о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, но представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствии.

Проверив законность оспариваемого судебного акта, кассационная инстанция установила следующее.

Налоговая инспекция провела выездную проверку соблюдения ООО "Истро-СПб" законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.99 по 31.10.2001, результаты которой отражены в акте от 18.02.2002 N 0202027.

В ходе проверки выявлен ряд нарушений, в том числе неправомерное применение Обществом льготы, предусмотренной подпунктом "ю" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Как указано в акте налоговой проверки, в нарушение пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" общество не вело раздельного учета затрат по производству и реализации товаров, освобождаемых от налога на добавленную стоимость (в данном случае - пожарные гидранты) и облагаемых налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Налоговая инспекция посчитала также неправомерным предъявление ООО "Истро-СПб" к возмещению из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам товарно-материальных ценностей, используемых в производстве льготируемых пожарно-технических работ, ссылаясь на пункт 20 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11.10.95 N 39, согласно которому эти суммы должны быть отнесены на издержки производства и обращения.

Решением налоговой инспекции от 11.03.2002 N 02/6339 обществу доначислены налоги и пени, в том числе налог на добавленную стоимость. Кроме того, ООО "Истро-СПб" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налогов.

Согласно подпункту "ю" пункта 1 статьи 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от обложения этим налогом освобождаются пожарно-техническая продукция; работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на договорной основе; материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно-технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности; обороты по передаче на безвозмездной основе имущества граждан и юридических лиц в собственность (пользование) пожарной охране для выполнения ее задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статьей 7 указанного Закона определен порядок исчисления налога на добавленную стоимость.

По общему правилу, установленному пунктом 2 этой статьи, налог на добавленную стоимость на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, основные средства и нематериальные активы, используемые для производственных целей, на издержки производства и обращения не относится. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Вместе с тем в абзацах пятом-восьмом статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" перечислены исключения из названного правила.

Из общей налоговой суммы, подлежащей перечислению в бюджет, не исключаются налоги, уплаченные по товарам (работам, услугам):

- использованным на непроизводственные нужды, по которым уплата налога производится за счет соответствующих источников финансирования; по товарам (работам, услугам);

- использованным при осуществлении операций, освобожденных от налога в соответствии с подпунктами "в"-"ш", "я" и "я.1" пункта 1 статьи 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" (суммы налога, уплаченные поставщикам по таким товарам (работам, услугам), относятся на издержки производства и обращения);

- по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым за счет бюджетных ассигнований; вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством объектам независимо от источника финансирования (суммы налога, уплаченные по таким основным средствам и нематериальным активам поставщикам (подрядчикам), относятся на увеличение их балансовой стоимости).

Указанный перечень является исчерпывающим и не содержит нормы об отсутствии у налогоплательщика права на исключение из общей налоговой суммы, подлежащей перечислению в бюджет, сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "ю" пункта 1 статьи 5 Закона.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованном доначислении налоговой инспекцией налога на добавленную стоимость в связи с предъявлением к возмещению из бюджета этого налога, уплаченного поставщикам товарно-материальных ценностей, используемых при производстве работ по пожарной безопасности.

Ссылка налогового органа на подпункт "б" пункта 20 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11.10.95 N 39, согласно которому суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), используемых при производстве пожарно-технической продукции, а также работ и услуг в области пожарной безопасности, должны относиться на издержки производства и обращения, отклоняется кассационной инстанцией, поскольку положения Инструкции не основаны на нормах Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" Госналогслужба Российской Федерации уполномочена только разъяснять нормы, предусмотренные законом. Право нормотворчества ей не передавалось.

При названных обстоятельствах отсутствие раздельного учета затрат не препятствовало применению обществом льготы, не повлекло и не могло повлечь недоплаты налога на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2002 по делу N А56-10003/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Василеостровскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

В.В.Дмитриев
С.А.Ломакин

Н.Г.Кузнецова

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2002 г. N А56-10003/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника