Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2002 г. N А05-2469/02-205/12 О признании недействительным решения налоговой инспекции в части отказа в возврате ОАО налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 августа 2002 г. N А05-2469/02-205/12

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Корабухиной Л.И., Асмыковича А.В., при участии от открытого акционерного общества "Архангельскгеолдобыча" Рахмановой И.В. (доверенность от 23.08.2002 N 4467),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельскгеолдобыча" на решение от 09.04.2002 (судьи Ивашевская Л.И., Полуянова Л.М., Хромцов В.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 02.07.2002 (судьи Сумарокова Т.Я., Шашков А.Х., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2469/02-205/12,

установил:

Открытое акционерное общество "Архангельскгеолдобыча" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция), оформленного письмом от 05.12.2001 N 15-42/44331, в части отказа в возврате налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, излишне уплаченного по платежным поручениям N 947 от 30.05.2000, N 01 от 01.08.2000, N 1188 от 30.06.2000, N 210 от 28.06.99.

Решением суда от 09.04.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.07.2002, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на то, что сумма, предназначавшаяся на воспроизводство минерально-сырьевой базы и использованная не по назначению, не является недоимкой по налогам и сборам, а следовательно, начисление пеней неправомерно.

Представители Инспекции, в установленном порядке извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество 06.11.2001 обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате из бюджета 8 040 246 руб. 71 коп. излишне уплаченного налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы (далее - ВМСБ). Ответчик, рассмотрев заявление истца, письмом от 05.12.2001 N 15-42/44331 отказал в возврате налога, указав на то, что спорная сумма перечислена обществом по начисленным налогу и пеням по акту документальной проверки от 09.07.98 N 17/120, не оспоренному истцом.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по результатам проверки соблюдения обществом налогового законодательства в 1994 - 1996 годах Инспекцией принято решение от 31.07.98 (с изменениями от 15.04.99) о доначислении истцу 7 866 210 руб. налога на ВМСБ.

Судом установлено и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что до второго квартала 1998 года общество являлось плательщиком налога на ВМСБ.

В целях погашения недоимки и были произведены платежи, возврата которых требует истец.

Кроме того, на недоимку по налогу начислялись пени, которые по состоянию на 06.11.2001 составили 4 726 832 руб. 52 коп.

Судебными инстанциями сделан правильный вывод о том, что у истца на момент обращения с заявлением не было переплаты по налогу.

С заявлением о зачете других излишне уплаченных налогов истец не обращался.

Довод кассационной жалобы о том, что актом документальной проверки от 09.07.98 установлена не недоимка по налогу на ВМСБ, а нецелевое использование средств федерального бюджета, предназначавшихся на восстановление минерально-сырьевой базы, на сумму которых не могут начисляться пени, является несостоятельным.

Согласно подпункту "и" статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы относятся к федеральным налогам.

ГАРАНТ:

По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка, Вместо слов "подпункту "и" статьи 19" следует читать "подпункту "и" пункта 1 статьи 19"

Как видно из материалов дела, обществу в 1994-1995 годах на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.93 N 1359 "О порядке финансирования геолого-разведочных работ" было разрешено отчисления на ВМСБ, получаемые от реализации собственной нефти, не перечислять в федеральный бюджет, а использовать на работы, связанные с геологическим изучением недр, по программе, утвержденной Северным геологическим комитетом по геологии и использованию недр. То обстоятельство, что отчисления на ВМСБ остались в распоряжении общества, не меняет их правовой природы как налога.

В соответствии с пунктом 4 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30.09.94 N 28 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" использованные не по назначению суммы отчислений по истечении календарного года подлежат зачислению в федеральный бюджет. Общество не перечислило в федеральный бюджет отчисления на ВМСБ, использованные не по целевому назначению, за что Инспекцией правомерно начислены пени.

При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты являются законным и основания для их отмены отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение от 09.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 02.07.2002 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2469/02-205/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Архангельскгеолдобыча" - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

М.В.Пастухова
Л.И.Корабухина

А.В.Асмыкович

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2002 г. N А05-2469/02-205/12


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника