Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2002 г. N А56-16124/02 По иску ИМНС РФ к ООО о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок информации об открытии валютного счета в банке

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 августа 2002 г. N А56-16124/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В., Асмыковича А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.02 по делу N А56-16124/02 (судья Алешкевич О.А.),

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Декор" (далее - Общество) 15 000 руб. штрафа на основании статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением арбитражного суда от 13.06.02 иск удовлетворен в части взыскания 5000 руб. штрафа.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, суд неправомерно признал, что транзитный и специальный транзитный счета не являются счетами, за несообщение сведений об открытии которых предусмотрена ответственность.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Общество не представило в Инспекцию информацию об открытии им 19.11.01 текущего валютного, транзитного валютного и специального транзитного валютного счетов в банке. Налоговый орган получил эти сведения из банка 27.11.01.

Инспекция 01.03.02 приняла решение N 16-5145 о привлечении Общества к налоговой ответственности на основании статьи 118 НК РФ в виде 15 000 руб. штрафа за непредставление в налоговый орган информации об открытии счетов в срок, установленный пунктом 2 статьи 23 НК РФ, и предложила ответчику до 22.03.02 уплатить штраф.

Налогоплательщик требование не исполнил, в связи с чем Инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании указанного штрафа.

Суд, установив факт совершения Обществом предусмотренного статьей 118 НК РФ налогового правонарушения в части несообщения об открытии текущего валютного счета, взыскал 5000 руб. штрафа. В остальной части иска отказано со ссылкой на то, что транзитный валютный и специальный транзитный валютный счета не соответствуют определению понятия "счет", данному в статье 11 НК РФ.

Кассационная инстанция считает выводы суда правомерными и отвечающими требованиям действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии либо закрытии счетов.

Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного названным Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

В пункте 2 статьи 11 НК РФ дано определение понятия "счет", согласно которому счета (счет) - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, к понятию "счет", используемому в Налоговом кодексе Российской Федерации, предъявляются три требования, а именно: наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке; возможность зачисления на счет денежных средств; возможность расходования денежных средств со счета.

Поскольку текущий валютный счет отвечает всем признакам, указанным в данной статье Кодекса, то налогоплательщик обязан на основании статьи 23 НК РФ сообщать о его открытии либо закрытии в налоговый орган.

В соответствии с пунктом 1.3 Указания Центрального банка России от 20.10.98 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Указание N 383-У) специальный транзитный валютный счет - это счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.

На специальный транзитный валютный счет зачисляются поступления в иностранной валюте в пользу резидента. Списание иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента допускается только в случаях и порядке, установленных Указанием N 383-У (пункт 4).

Следовательно, специальный транзитный валютный счет открывается резиденту банком без заключения договора банковского счета в одностороннем порядке в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Открытие специального транзитного валютного счета является обязательным в силу императивных требований банковского и валютного законодательства и не зависит от волеизъявления налогоплательщика. Специальный транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом и не является самостоятельным предметом договора банковского счета. Правовым режимом названного счета, установленным Указанием N 383-У, не предусмотрено осуществление операций по уплате и взысканию налогов.

Поскольку специальный транзитный валютный счет не подпадает под признаки счета, приведенные в статье 11 НК РФ, у Общества отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган о его закрытии.

Транзитный валютный счет в соответствии с Инструкцией о порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, утвержденной приказом Центрального банка Российской Федерации от 29.06.92 N 02-104А, также открывается одновременно с текущим валютным счетом, не является самостоятельным предметом договора банковского счета и не отвечает всем признакам счета, перечисленным в статье 11 НК РФ.

Кроме того, пунктом 5 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Поскольку транзитный валютный и специальный транзитный валютный счета не являются счетами, с которых может производиться взыскание налога, то нет необходимости извещать налоговые органы об их открытии или закрытии.

Таким образом, Общество может быть привлечено к налоговой ответственности только за несообщение Инспекции сведений о закрытии текущего валютного счета.

Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.

Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.02 по делу N А56-16124/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Г.Г.Кирейкова
Т.В.Клирикова

А.В.Асмыкович

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2002 г. N А56-16124/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника