Определение Уставного суда Санкт-Петербурга от 11 октября 2002 г. N 029-6 "По делу о проверке соответствия положений абзацев первого, второго и третьего пункта 3 статьи 18 Устава муниципального образования "Купчино" Уставу Санкт-Петербурга"

Определение Уставного суда Санкт-Петербурга
от 11 октября 2002 г. N 029-6
"По делу о проверке соответствия положений абзацев первого,
второго и третьего пункта 3 статьи 18 Устава муниципального
образования "Купчино" Уставу Санкт-Петербурга"

 

Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Н.М.Кропачева, судей О.В.Герасиной, Н.Ф.Гуцан, Л.Б.Ескиной, В.Г.Ильинской, А.И.Осоцкого, с участием представителя Муниципального совета муниципального образования "Купчино" К.Л.Ершова, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н.А.Долиной, постоянного представителя губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.В.Митяниной, руководствуясь пунктом 1 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пунктом "а" статьи 3, статьями 30, 72, 73, 74 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия положений абзацев первого, второго и третьего пункта 3 статьи 18 Устава муниципального образования "Купчино" Уставу Санкт-Петербурга.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Муниципального совета муниципального образования "Купчино" о проверке соответствия положений, содержащихся в абзацах первом, втором и третьем пункта 3 статьи 18 Устава муниципального образования "Купчино", положениям пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 4, статей 59, 60 и 66 Устава Санкт-Петербурга.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга положения, содержащиеся в абзацах первом, втором и третьем пункта 3 статьи 18 Устава муниципального образования "Купчино".

Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Г.Ильинской, объяснения представителя заявителя депутата Муниципального совета муниципального образования "Купчино" К.Л.Ершова, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н.А.Долиной, постоянного представителя губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.В.Митяниной, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга

установил:

1. Муниципальный совет муниципального образования "Купчино" обратился в Уставный суд Санкт-Петербурга с запросом о проверке соответствия положений абзацев первого, второго и третьего пункта 3 статьи 18 Устава муниципального образования "Купчино" нормам, содержащимся в пункте 1 статьи 3, пункте 1 статьи 4, статьях 59, 60 и 66 Устава Санкт-Петербурга. Согласно указанным положениям Устава муниципального образования "Купчино" Муниципальный совет по вопросам своей компетенции издает постановления; решения муниципального совета принимаются большинством депутатов, присутствующих на заседании на момент голосования при наличии не менее двух третей от числа избранных депутатов; постановления по вопросам, указанным в абзаце 3 пункта 3 статьи 18 Устава муниципального образования принимаются двумя третями голосов депутатов, присутствующих на заседании на момент голосования, при наличии не менее двух третей от числа избранных депутатов.

По мнению заявителя, строение выражений использованных в оспариваемых положениях, способ сочетания и значение входящих в них слов содержат внутренние противоречия и неопределенность, которая заключается в невозможности однозначного определения условий для принятия решений в муниципальных советах, таких как: количество депутатов (голосов), присутствие которых необходимо для принятия муниципальным советом решений; момент, когда необходимо устанавливать кворум; минимальное количество депутатов, обеспечивающее кворум для принятия решений. В этом усматривается несоответствие нормам Устава Санкт-Петербурга, содержащимся в пункте 1 статьи 3, пункте 1 статьи 4, статьях 59, 60 и 66.

2. Пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определяет, что установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Устав Санкт-Петербурга устанавливает, что муниципальное образование имеет устав, разрабатываемый им в соответствии с требованиями федерального закона и закона Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 61). Наименование правовых актов, принимаемых муниципальными советами, а также условия принятия муниципальными советами решений, определяются Законом Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге". В Постановлении Уставного суда Санкт-Петербурга от 5 апреля 2002 года N 022-П сформулирована правовая позиция, согласно которой определение условий принятия решений муниципальными советами в соответствии со статьями 8 и 16 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" не входит в компетенцию органов местного самоуправления и не может быть урегулировано уставами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми муниципальными советами.

Положения абзацев первого, второго, третьего пункта 3 статьи 18 Устава муниципального образования "Купчино" не должны противоречить Закону Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге"; в случае противоречия указанных положений Устава муниципального образования "Купчино" Закону Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" действуют нормы Закона Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 указанного Закона Санкт-Петербурга муниципальные советы по вопросам, отнесенным к их компетенции, издают постановления. Положение абзаца 1 пункта 3 статьи 18 Устава муниципального образования "Купчино", согласно которому Муниципальный совет по вопросам своей компетенции издает постановления, воспроизводит содержание вышеуказанной нормы.

Абзац второй пункта 3 статьи 18 Устава муниципального образования "Купчино" полностью дублирует положение абзаца первого пункта 6 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 10 июля 2002 года N 353-37 "О внесении изменений и дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге". Согласно позиции, сформулированной Уставным судом Санкт-Петербурга в Постановлении Уставного суда Санкт-Петербурга от 5 апреля 2002 года N 022-П, строение содержащегося в абзаце первом пункта 6 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге", положения, "способ сочетания и значение входящих в него слов содержат внутреннее противоречие и неопределенность, заключающиеся в невозможности однозначного определения условий для принятия решений в муниципальных советах". Указанное положение Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" признано этим Постановлением Уставного суда Санкт-Петербурга не соответствующим пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 4, статьям 59, 60 и 66 Устава Санкт-Петербурга. Согласно пункту 2 статьи 75 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" признание нормативного правового акта либо отдельного его положения (положений) не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на нормативном правовом акте, признанном не соответствующим Уставу Санкт-Петербурга, либо воспроизводящих его.

Содержащиеся в абзаце 3 пункта 3 статьи 18 Устава муниципального образования "Купчино" положения, в соответствии с которыми постановления муниципального совета по перечисленным в данном абзаце вопросам "принимаются двумя третями голосов депутатов, присутствующих на момент голосования, при наличии не менее двух третей от числа избранных депутатов" воспроизводит положения, содержавшиеся в абзаце втором пункте 6 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" в редакции Закона, действовавшего до вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 10 июля 2002 года N 353-37 "О внесении изменений и дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге".

Законом Санкт-Петербурга от 10 июля 2002 года N 353-37 "О внесении изменений и дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" были изменены положения пункта 6 статьи 16 Законом Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге". После внесения данных изменений соответствующие положения Устава муниципального образования "Купчино" не менялись.

Учитывая вышеизложенное, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу о том, что Муниципальный совет муниципального образования "Купчино" фактически ставит вопрос о проверке соответствия положений абзацев первого, второго, третьего Устава муниципального образования "Купчина" Закону Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге". В соответствии со статьей 3 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" рассмотрение вопроса о соответствии Устава муниципального образования закону Санкт-Петербурга не входит в компетенцию Уставного суда Санкт-Петербурга. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" данное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу, поскольку разрешение вопросов, поставленных в обращении, неподведомственно Уставному суду Санкт-Петербурга.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 6, 58, 61, 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга

определил:

1. Прекратить производство по делу по запросу Муниципального совета муниципального образования "Купчино" о проверке соответствия положений абзацев первого, второго, третьего пункта 3 статьи 18 Устава муниципального образования "Купчино" Уставу Санкт-Петербурга.

2. Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее определение является окончательным и не может быть пересмотрено иным судом.

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Определение Уставного суда Санкт-Петербурга от 11 октября 2002 г. N 029-6 "По делу о проверке соответствия положений абзацев первого, второго и третьего пункта 3 статьи 18 Устава муниципального образования "Купчино" Уставу Санкт-Петербурга"


Текст определения опубликован в Вестнике Уставного суда Санкт-Петербурга, 2002 г., N 3, стр. 56