Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 августа 2002 г. N А26-1826/02-02/91
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе:
председательствующего Лавриненко Н.В.,
судей Кустова А.А. и Чертилиной З.А.,
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.05.2002 по делу N А26-1826/02-02/91 (судья Булдаков В.С.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Петрозаводску (далее - Инспекция) обратилась в арбитражный суд с иском к предпринимателю Костанди Владимиру Федоровичу о взыскании 5 000 руб. штрафа за нарушение Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Решением от 21.05.2002 в удовлетворении исковых требований отказано. В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить названное решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда Перечню отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (далее - Перечень), утвержденному постановлением Совета Министров Российской Федерации от 30.07.93 N 745.
От предпринимателя поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит оставить решение суда без изменения.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в результате проверки, произведенной 21.12.2001 в принадлежащем предпринимателю Костанди В.Ф. легковом такси, Инспекция установила факт нарушения требований Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон), выразившегося в осуществлении денежных расчетов с пассажирами при взимании платы за проезд без применения контрольно-кассовой машины (далее - ККМ), о чем составлен акт (л.д.5). Решением Инспекции от 04.01.2002 (л.д. 8) на предпринимателя Костанди В.Ф. наложен штраф в размере 5 000 руб. Неуплата штрафа в установленный законом срок и послужила основанием для предъявления данного иска.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что за проезд в указанном такси было получено 50 руб. и пассажиру был выдан талон N 036861 серии 15-ЖГ (л.д.6).
Суд посчитал выдачу названного талона доказательством использования бланка строгой отчетности и отказал в удовлетворении иска.
Данный вывод суда не соответствует требованиям закона.
Согласно статье 1 Закона все субъекты предпринимательской деятельности при осуществлении денежных расчетов с населением обязаны применять ККМ.
За невыполнение этого требования Законом и Кодексом об административных правонарушениях РСФСР предусмотрено наложение штрафа на юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
В соответствии с пунктом 1 Перечня с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 917, расчеты с населением могут производиться путем выдачи организациями и предпринимателями документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).
Таким образом, в силу прямого указания в названном нормативном акте использование бланков строгой отчетности при перевозке пассажиров в такси и осуществление денежных расчетов с пассажирами без применения ККМ недопустимо.
Довод ответчика о том, что бланки строгой отчетности ему выдали в Инспекции, не имеет правового значения для разрешения данного спора, поскольку согласно пункту 1 Перечня при расчетах за услуги по перевозке пассажиров в такси применение ККМ является обязательным и не может быть заменено выдачей бланка строгой отчетности.
При составлении акта и принятии решения о наложении взыскания на предпринимателя Инспекция не нарушила требований закона.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а исковые требования Инспекции - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.05.2002 по делу N А26-1826/02-02/91 отменить.
Взыскать с предпринимателя Костанди Владимира Федоровича 5 000 руб. штрафа для распределения по бюджетам.
Председательствующий |
Н.В. Лавриненко |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2002 г. N А26-1826/02-02/91
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника