Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 сентября 2002 г. N А56-30831/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Почечуева И.П., Ветошкиной О.В., при участии от Территориального управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Чащихиной С.Г. (доверенность от 30.10.2001 N ОВ/4837), Котелкиной Е.И. (доверенность от 20.05.2002 N ОВ/2207), Илларионова В.Л. (доверенность от 02.09.2001 N ОВ/3866), от открытого акционерного общества "Санкт-Петербургские электрические сети" Долбилина Н.А. (доверенность от 06.09.2002 N 21), от Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Рассудова А.Н. (доверенность от 29.08.2002 N 237/42), от Региональной энергетической комиссии Санкт-Петербурга Герасимова Д.А. (доверенность от 07.02.2002 N 01-22-222/02),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на решение от 22.04.2002 (судьи Галкина Т.В., Малышева Н.Н., Зотеева Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 20.06.2002 (судьи Звонарева Ю.Н., Астрицкая С.Т., Шульга Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-30831/01,
установил:
Администрация Санкт-Петербурга (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным предписания Территориального управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - ТУ МАП) от 18.10.01 N 10/4600-73.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены открытое акционерное общество "Санкт-петербургские электрические сети" (далее - общество), Комитет по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга (далее - комитет), Региональная энергетическая комиссия Санкт-Петербурга.
Решением суда от 22.04.2002 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.06.2002 решение от 22.04.2002 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ МАП просит решение и постановление апелляционной инстанции изменить и оставить в силе предписание применительно к пункту 3.2 распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.2001 N 315-р (в редакции от 13.09.2001), считая, что суд неправильно применил нормы материального права - положения статей 7 и 17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 N 948-1 (далее - Закон о конкуренции).
В судебном заседании представитель ТУ МАП поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель администрации отклонил их и просил оставить обжалуемые судебные акты в силе, указывая на их законность и обоснованность.
Представители общества и комитета отклонили доводы кассационной жалобы и просили оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ТУ МАП в порядке особого производства, установленном Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом МАП России от 25.07.96 N 91 приняло предписание от 18.10.2001 о прекращении администрацией нарушения статьи 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции), выразившееся в принятии распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.01 N 315-р "О создании открытого акционерного общества "Санкт-Петербургские электрические сети" (далее - ОАО "СПб ЭС") без согласования с ТУ МАП, что квалифицировано ТУ МАП как нарушение статьи 17 Закона о конкуренции. Кроме того, по мнению ТУ МАП, указанным распоряжением ущемляются интересы ОАО "Ленэнерго" путем передачи без согласования части его имущества в пользование ОАО "СПб ЭС", а также интересы ЗАО "Петербург Продакс Интернешнл ЗАО", выразившееся в уведомлении о прекращении приема электроэнергии от ОАО "Ленэнерго", в результате чего прекращается энергоснабжение ЗАО "Петербург Продакс Интернешнл ЗАО".
Кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций, исследовав предписание антимонопольного органа, пришли к правомерному выводу о том, что принимая распоряжение, Администрация не нарушила нормы статьи 7 Закона о конкуренции.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что антимонопольный орган вправе принимать решения и предписания в случаях нарушения антимонопольного законодательства, определенного статьей 1.1 Закона о конкуренции, что следует из статьи 27 Закона о конкуренции, предусматривающей, что антимонопольный орган рассматривает факты нарушения антимонопольного законодательства и принимает по ним решения и предписания в пределах своей компетенции.
В соответствии со статьей 2 Закона о конкуренции настоящий Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица. Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации.
На основании статьи 3 Закона о конкуренции проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о конкуренции органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:
- вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
- необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
- устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
- необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
- необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
Согласно названной статье Закона о конкуренции решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов (в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством), а также предоставления льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с федеральным антимонопольным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Правовой анализ названия и содержания статьи 7 Закона о конкуренции позволяет сделать вывод о том, что запреты, установленные настоящей статьей, действуют только в случае, когда действия (бездействие) органа исполнительной власти ограничивают конкуренцию. Ущемление интересов хозяйствующих субъектов само по себе, вне связи с ограничением конкуренции, диспозицией статьи 7 Закона о конкуренции не охватывается и не образует состава антимонопольного правонарушения.
По мнению кассационной инстанции, ТУ МАП не привело достаточных доказательств нарушения Администрацией статьи 7 Закона о конкуренции, а именно того, что распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.01 N 315-р "О создании открытого акционерного общества "Санкт-Петербургские электрические сети" ограничивает конкуренцию и ущемляет интересы ОАО "Ленэнерго" и ЗАО "Петербург Продакс Интернешнл ЗАО".
Кроме того, ТУ МАП при вынесении предписания, не учло, что требование о согласовании решений органов исполнительной власти всех уровней с антимонопольными органами, имеющееся в статье 7 Закона о конкуренции, законодательно не обеспечено возможностью принятия каких-либо мер к правонарушителю (вынесение решения, предписания). Отсутствует в Законе о конкуренции процедура и форма такого согласования.
Кроме того, основанием создания (государственной регистрации предприятия) явилось не распоряжение губернатора, а распоряжение КУГИ от 12.04.2001 N 556-р, которым утвержден устав общества.
Согласно пункту 3 распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 16.03.01 N 315-р "О создании открытого акционерного общества "Санкт-Петербургские электрические сети" КУГИ поручено осуществить юридические действия по созданию ОАО "СПб ЭС".
Из сказанного следует вывод, что само по себе распоряжение губернатора по содержанию и порядку принятия не противоречит Закону о конкуренции.
По мнению суда кассационной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, пришли к обоснованному выводу о неправомерном привлечении истца к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция считает, что основания к удовлетворению жалобы отсутствуют, а решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 22.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 20.06.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-30831/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В.Хохлов |
И.П.Почечуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2002 г. N А56-30831/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника