Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2002 г. N А56-16889/02 О признании недействительным решения налоговой инспекции о привлечении его к ответственности в виде взыскания штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения по единому налогу на совокупный доход

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 сентября 2002 г. N А56-16889/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В., Асмыковича А.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга Любимова П.В. (доверенность от 10.10.01 N 17/11689), Тимофеевой И.М. (доверенность от 01.10.01 N 17/11241),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.02 по делу N А56-16889/02 (судьи Бойко А.Е., Саргин А.Н., Алешкевич О.А.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Стройимпорт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 10.04.02 N 36/14 о привлечении его к налоговой ответственности по пунктам 2 и 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 30 000 руб. штрафов.

Решением арбитражного суда от 04.07.02 иск удовлетворен частично - признано недействительным решение налогового органа от 10.04.02 N 36/14 о взыскании 15 000 руб. штрафа за грубое нарушение в течение более одного периода правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения по единому налогу на совокупный доход; в остальной части иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение в удовлетворенной части и взыскать с ответчика 15 000 руб. штрафа, указывая на то, что суд сделал неправомерный вывод об отсутствии события налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 НК РФ. По мнению подателя жалобы, Общество в целях определения суммы выручки должно указывать в книге учета доходов и расходов первичные документы для обоснования данных, вносимых в графу 5.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы.

Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Из материалов дела усматривается, что Общество применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с июля 2000 года.

По результатам выездной налоговой проверки Инспекция установила, в частности, отсутствие у Общества первичных документов, подтверждающих правильность заполнения книги учета доходов и расходов и определения налоговой базы по единому налогу на совокупный доход за 2000-2001 годы.

На основании материалов выездной налоговой проверки и возражений налогоплательщика по указанному эпизоду Инспекция сделала вывод о наличии в его действиях состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 НК РФ, и решением от 10.04.02 N 36/14 привлекла Общество к ответственности в виде 15 000 штрафа. В требовании ответчик предложил истцу уплатить штраф до 05.05.02.

Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось с иском в суд.

Отказывая Инспекции в удовлетворении исковых требований о взыскании с Общества 15 000 руб. штрафа за нарушение пункта 2 статьи 120 НК РФ, суд сослался на отсутствие события правонарушения, указав, что в данном случае нет грубого нарушения правил учета.

Кассационная инстанция считает выводы суда соответствующими требованиям действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, влекут наложение штрафа в размере 15 000 руб.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей названной статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ) организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.02.96 N 18 утверждена форма книги учета доходов и расходов и порядок ее заполнения. Формы первичных документов для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не утверждались, в связи с чем при ведении бухгалтерского учета по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности применяются формы первичных учетных документов, используемые предприятиями, применяющими общий план счетов.

Эти документы не являются дополнительными формами бухгалтерского учета и наблюдения, как ошибочно считает истец. Они прямо предусмотрены пунктом 4 статьи 1 Закона N 222-ФЗ, и ведение книги учета доходов и расходов не освобождает предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от оформления первичных учетных документов.

Вместе с тем в решении налогового органа не указано, какие первичные документы отсутствовали у Общества в период налоговой проверки. Более того, в отзыве на исковое заявление Инспекция не отрицала факт составления Обществом книги учета доходов и расходов на основе первичных документов, но общей записью за день, а не в отдельности по каждой операции.

В связи с этим суд правомерно удовлетворил требования Общества о признании недействительным решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ.

Проверив законность вынесенного решения в необжалуемой части, кассационная инстанция считает, что решение от 04.07.02 принято судом в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.02 по делу N А56-16889/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Г.Г.Кирейкова
Т.В.Клирикова

А.В.Асмыкович

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2002 г. N А56-16889/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника