Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 сентября 2002 г. N А56-17015/02 По иску ООО к ИМНС РФ об обязании ИМНС зачесть излишне уплаченные в ПФ РФ платежей в счет погашения недоимки по единому социальному налогу и в счет предстоящих платежей по данному налогу

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 сентября 2002 г. N А56-17015/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Почечуева И.П., судей Корпусовой О.А. и Хохлова Д.В., при участии от Инспекции по Адмиралтейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Парфеновой О.Ю. (доверенность от 10.09.2002 N 04/26980), от общества с ограниченной ответственностью "Франс-Багет" Комаровой В.В. (доверенность от 13.09.2002) и Туктаровой М.И. (доверенность от 20.05.2002 N 38),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Адмиралтейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2002 по делу N А56-17015/02 (судья Рыбаков С.П.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Франс-Багет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции по Адмиралтейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) зачесть излишне уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации 273 289 рублей платежей в счет погашения недоимки по единому социальному налогу (188 175 рублей 13 копеек) и в счет предстоящих платежей по данному налогу (85 113 рублей 87 копеек).

Решением суда от 24.06.2002 иск удовлетворен.

В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 24.06.2002, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное вследствие этого применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и уплата единого социального налога это разные бюджеты, то проведение зачета невозможно.

Отзыв на жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители общества указали на их необоснованность.

Проверив законность решения от 24.06.2002 в кассационном порядке, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В результате исследования и оценки имеющихся в деле доказательств судом установлено и налоговой инспекцией не оспаривается, что по состоянию на 01.01.2001 у истца имеется переплата взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 273 289 рублей.

В марте, июне, ноябре 2001 года и в марте 2002 истец неоднократно обращался в налоговую инспекцию с письменными заявлениями о зачете указанной суммы в счет уплаты платежей по единому социальному налогу в части, зачисляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации, в чем письмом от 16.05.2002 было отказано.

Главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), введенной в действие с 01.01.2001 Федеральным законом Российской Федерации "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Федеральный закон) от 05.08.2000 N 118-ФЗ, установлен единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 9 Федерального закона с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона также установлено, что суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 года подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки в порядке, предусмотренном названной статьей.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика по решению налогового органа, принимаемому в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога (пункт 4 статьи 78 НК РФ).

В нарушение требований НК РФ налоговая инспекция не произвела зачет излишне уплаченной обществом по состоянию на 01.01.2001 суммы взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в счет погашения недоимки по единому социальному налогу и в счет предстоящих платежей по данному налогу, в составе которого уплачиваются взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. Поэтому решение суда, которым на налоговую инспекцию возложена обязанность по зачету, является законным и отмене не подлежит.

Ссылка подателя жалобы на приказ от 18.08.2000 N БГ-3-18/297 и письмо от 09.10.2000 N ВП-6-18/788 Министерства Российской Федерации по налогам и сборам несостоятельна, поскольку эти документы изданы до введения единого социального налога, а кроме того в силу пункта 1 статьи 1 и пункта 2 статьи 4 НК РФ указанные документы не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2002 по делу N А56-17015/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по Адмиралтейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

И.П.Почечуев
О.А.Корпусова

Д.В.Хохлов

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 сентября 2002 г. N А56-17015/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника