Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2002 г. N А56-15602/02 О признании недействительным решения налоговой инспекции в части отказа в возмещении НДС по экспорту, так как согласно законодательству, право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, и не устанавливается обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 октября 2002 г. N А56-15602/02

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Кочеровой Л.И. и Пастуховой М.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ладога-Фудз" Маляновой А.Б. (доверенность от 30.09.02 N 37-д), от отделения Федерального казначейства по Петроградскому району Санкт-Петербурга Кима А.Х. (доверенность от 16.09.02),

рассмотрев 30.09.02 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 04.06.02 (судьи Королева Т.В., Ресовская Т.М., Савицкая И.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 01.08.02 (судьи Цурбина С.И., Градусов А.Е., Зайцева Е.К.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15602/02,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ладога-Фудз" (далее - ООО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) от 29.03.02 N 1102342 в части отказа в возмещении 489 301 рубля налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2001 года.

Решением от 04.06.02 суд удовлетворил иск ООО, признав на основании статьи 165, пункта 2 статьи 173 и статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) право истца на возмещение указанной суммы НДС.

Апелляционная инстанция постановлением от 01.08.02 отклонила доводы жалобы ответчика и оставила решение суда без изменения.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать ООО в иске. По мнению налогового органа, решение о возмещении (зачете) налогоплательщику сумм НДС принимается только после подтверждения результатами встречных проверок факта перечисления сумм НДС поставщиками товаров (работ, услуг), реализованных на экспорт. В части отказа ООО в возмещении налога решение ИМНС основано на результатах встречных проверок, в ходе которых установлено, что несколько поставщиков не перечислили в бюджет суммы НДС, уплаченные истцом, а следовательно, в бюджете отсутствует источник возмещения налога экспортеру.

Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель ИМНС в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ООО просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Представитель ОФК доводы кассационной жалобы не поддержал, оставив ее на усмотрение суда.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

Из материалов дела следует, что истец 20.12.01 представил в ИМНС декларацию по ставке 0% за ноябрь 2001 года и документы, подтверждающие его право на возмещение 1 123 551 рубля НДС. В свою очередь ИМНС согласно акту от 15.03.02 N 1102342 провела выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты ООО в бюджет НДС за ноябрь 2001 года.

По результатам проверки налоговый орган направил ООО уведомление от 20.03.02 N 10-06/5199 (лист дела 32) о возмещении 634 170 рублей НДС за ноябрь 2001 года и об отказе в возмещении 489 381 рубля названного налога. Кроме того, ИМНС приняла решение от 29.03.02 N 1102342 "направить запросы о проведении встречных проверок по всем поставщикам экспортируемых товаров вплоть до их производителя", указав, что по результатам этих мероприятий налогового контроля будет решаться вопрос о правомерности предъявленной к возмещению суммы НДС.

Кассационная инстанция считает, что действия ИМНС в части отказа ООО в возмещении 489 381 рубля НДС по экспорту нарушают права налогоплательщика и не соответствуют нормам налогового законодательства.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ, введенной в действие с 01.01.01. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) определен в пункте 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.

При этом возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, а порядок применения налоговых вычетов определен в статье 172 НК РФ. Согласно же пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В случае, если в установленный срок не вынесено одно из указанных решений, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и в течение десяти дней уведомить об этом налогоплательщика.

Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной декларации по ставке 0% обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) в порядке, установленном статьей 172 НК РФ, и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками и производителями экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, и не устанавливается обязанность экспортера подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению.

Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг). Поэтому неправомерен довод ответчика об отсутствии в бюджете источника возмещения НДС экспортеру.

Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Поскольку ИМНС не оспаривает правомерность применения ООО налоговой ставки 0% и факт уплаты им сумм НДС поставщикам экспортированного товара, что является основанием для применения налоговых вычетов, суд обоснованно признал недействительным решение ИМНС от 29.03.02 N 1102342 в части отказа истцу в возмещении 489 301 рубля НДС за ноябрь 2001 года.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а обжалуемые судебные акты считает законными и обоснованными.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение от 04.06.02 и постановление апелляционной инстанции от 01.08.02 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15602/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

Н.В.Троицкая
Л.И.Кочерова

М.В.Пастухова

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 октября 2002 г. N А56-15602/02


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника